Смекни!
smekni.com

Правоспособность и дееспособность граждан (стр. 4 из 16)

Гражданская правосубъектность представляет собой структурно сложную правовую категорию гражданского права. Понятие гражданской правосубъектности, на наш взгляд, необходимо рассматривать в 2-у. смыслах - во-первых, с позиции объективного права, правосубъектность есть мера возможности (общая предпосылка) участия физических, юридических лиц и публично-правовых образований в гражданств, правоотношениях и, во-вторых, как необходимое качество (свойство) участников конкретных видов гражданских правоотношений (индивидуализированная правосубъектность). То есть мы будем рассматривать понятие гражданской правосубъектности в широком (обобщенном) и узком (индивидуализированном) смыслах. Однако следует отметить, что в любом из этих значений категория правосубъектности определяет обобщенные характеристики субъектов гражданского права - в первом случае субъектов гражданского права в целом, а во втором - субъектов (участников) конкретных видов гражданских правоотношений.

Итак, рассмотрим оба эти значения понятия правосубъектности в гражданском праве.

Правосубъектность как мера способности (общая предпосылка) быть участником гражданских правоотношений необходима для определения круга участников (субъектного состава) гражданских правоотношений и в этом смысле правосубъектность можно определить, как социально-правовую возможность быть участником гражданских правоотношений.

Социально-правовая возможность быть участником гражданских правоотношений означает, во-первых, наличие некого общего качества (свойства) необходимого для вступления в гражданские правоотношения и. которым характеризуется субъект права в целом и, во-вторых, предоставление государством возможности быть участником тех или иных правоотношений.

Каждый субъект права в силу действия закона, т.е. независимо от участия в тех или иных правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Правосубъектность применительно к конкретной отрасли права определяет общее правовое положение субъектов, а также позволяет определить специфику взаимоотношений субъектов права друг с другом.

Здесь имеется в виду широкое толкование понятия правосубъектности. Правосубъектность не является естественным свойством человека. Государство наделяет граждан и юридических лиц качеством правосубъектности, однако это не означает, что правосубъектность является лишь общей предпосылкой возможности участия в гражданских правоотношениях. Правосубъектность раскрывает не только статику, но и динамику возможного участия в гражданских правоотношениях. Правосубъектность предполагает не просто абстрактную возможность быть участником гражданских правоотношений, но и реальную способность к реализации предоставленной государством возможности быть субъектом гражданского права. В широком своем значении правосубъектность позволяет определить потенциальных субъектов гражданского права.

В данном смысле лицо наделяется правосубъектностью независимо от того, пользуется ли оно предоставленными государством правами и обязанностями в действительности или нет. Кроме того, правосубъектность как обобщающую категорию необходимо рассматривать также в связи с общественными отношениями, которые складываются на основе экономического и политического строя общества.

Назначение категории правосубъектности как общей предпосылки участия в гражданских правоотношениях заключается в том, что по своей роли в механизме правового регулирования правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования (закрепления) круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных прав и обязанностей, определяет общее правовое положение субъектов, закрепляемое нормами права.

Таким образом, с позиции объективного права гражданская правосубъектность в ее широком понимании совпадает с понятием «субъект права», или точнее «субъект гражданского права».

В общей теории права под субъектом права понимаются люди и их организации, выступающие в качестве носителей предусмотренных законами прав и обязанностей. Есть и такое понятие субъекта права, которое непосредственно связано с понятием правосубъектности. Так, ряд ученых под субъектами права понимают лиц или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.[30]

Под субъектом гражданского права понимаются лица, выступающие в качестве участников имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых данной отраслью права. От субъекта права следует отличать понятие субъекта правоотношения, поскольку для понятия субъекта права характерна потенциальная возможность быть участником правоотношений, а когда мы говорим о субъекте правоотношения, то здесь имеется в виду субъектный состав конкретного правоотношения.

Само понятие правоотношения относится к числу дискуссионных вопросов в общей теории права и отраслевых науках.

Наиболее распространенным в юридической литературе является определение правоотношения как урегулированного правом общественного отношения, участники которого выступают как носители прав и обязанностей.

Существуют и другие определения правоотношения, но в основном их различия сводятся к определению места нормы права в регулировании общественных отношений; каким образом осуществляется правовое регулирование: путем непосредственного воздействия на общественные отношения или не непосредственно, а через индивидуально-определенное поведение людей.

Мы разделяем общепризнанный взгляд на правоотношение как особое идеологическое, волевое отношение, возникающее на основе норм права, участники которого обладают субъективными правами и несут обязанности.[31]

Исходя из данного определения правоотношение характеризуется следующими чертами.

1. Правоотношение - это особое идеологическое, надстроечное отношение. Правоотношение как особое идеологическое отношение выступает в качестве формы лежащих в их основе фактических общественных отношений (базисных отношений).

2. Правоотношение - это всегда волевое отношение. Поскольку правоотношение всегда предполагает участие в нем определенного круга лиц, то всегда имеет место воздействие права на поведение людей, которое имеет волевой характер.

3. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Правоотношение представляет собой связь прав одного лица с корреспондирующими ему обязанностями другого лица. В любом правоотношении всегда есть управомоченная и обязанная сторона.

4. Правоотношение всегда отличается своим конкретным характером. Конкретность правоотношения проявляется в том, что его субъектами являются определенные лица, права, и обязанности которых всегда четко установлены.

В силу общей правосубъектности субъектами гражданского права могут быть:

- физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

- юридические лица (коммерческие и некоммерческие);

- публично-правовые образования (Российская Федерация в целом, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Если обратиться к истории вопроса, то не всегда субъектом гражданского права признавались юридические лица. Так, в классическом римском частном праве субъектом права признавался только человек, способный иметь интересы и проявлять волю, действовать. Римляне использовали термин «persona», который означал отдельного человека и, не распространяли его на юридические лица. Организации людей (казна, муниципии, различные союзы лиц одной профессии) они сравнивали с физическим лицом и говорили о них «personaevice» (вместо лица, в качестве лица) или «privatorumloco» (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц). Савиньи, считал, что единственным реальным субъектом права является только человек как «волеспособная личность».[32] С точки зрения Ю.С, Гамбарова «субъект права есть человеческая личность без различия возраста, пола, общественного положения, религии, национальности и других условий ее существования».[33] Юридическое лицо, по мнению Ю.С. Гамбарова, не признается субъектом права, в данном случае члены юридического лица и составляют собственно его субъект. Обоснование такого положение просто - «это вытекает само собой из существа права, предназначенного служить только человеческим потребностям». Однако уже в конце XIX начале XX века большинство ученых цивилистов под субъектами гражданского права понимают и так называемые «социальные организмы», которые также преследуют человеческие интересы и имеют особую организацию, позволяющую ей выработать самостоятельную волю, отличную от воли отдельных членов, входящих в состав этих «социальных организмов». Речь идет о юридических лицах, которые также признаются самостоятельным субъектом гражданского права.

Действующее гражданское законодательство, говоря о субъектах гражданского права, пользуется термином «лица», который является родовым и относится ко всем субъектам государства.

Физические лица как субъекты гражданского права.

Прежде всего, необходимо отметить, что под понятие «физическое лицо» подпадают граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Однако в гражданском законодательстве РФ наряду с термином «физические лица» применительно к индивидуальным участникам гражданских правоотношений используются также и такие понятия как «гражданин», «лицо». Так, практически во всех статьях главы 3 подраздела 2 законодатель использует понятие «гражданин», подразумевая граждан РФ. В качестве примера использования понятия «лицо» можно привести статьи 93, 182-189 ГК и ряд других. На наш взгляд, такое законодательное разграничение участников гражданских правоотношений не вполне оправдано. Получается, что иностранные граждане, лица без гражданства не всегда признаются субъектами гражданских прав и обязанностей. Например, ст. 18 определяет содержание правоспособности граждан и если следовать логике законодателя, то иностранные граждане, лица без гражданства не могут иметь на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской деятельностью, а также быть участниками других перечисленных в указанной выше статье правоотношений. В международном частном праве чаще используется термин «физическое лицо», что в большей степени соответствует правовому положению участников тех или иных правоотношений. Использование именно понятия «физические лица» в гражданском законодательстве совершенно справедливо, поскольку на территории любого государства всегда проживают люди, которые являются гражданами иностранного государства, а также люди, не имеющие определенного гражданства (апатриды). Иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, предоставляется национальный режим и, им предоставляются те же имущественные и личные неимущественные права, что и гражданам Российской Федерации (за некоторыми изъятиями, предусмотренными действующим законодательством). Считаем, что необходимо отказаться от использования в гражданском законодательстве понятия «гражданин» и перейти к употреблению понятия «физические лица» как это имеет место в международном законодательстве.