Смекни!
smekni.com

Преступления в сфере компьютерной информации (стр. 2 из 8)

Единый подход к решению данного вопроса диктуется не столько формальными соображениями, сколько тем, что при совершении любого компьютерного преступления возможны последствия второго уровня. Из периодической и научной печати многим стали известны случаи использования ЭВМ для взлома электронной банковской системы безопасности с целью похищения огромных денежных сумм или умышленной либо неосторожной дезорганизации работы систем национальной безопасности, крупнейших предприятий, диспетчерских служб и т.д. В конечном счете не так уж важно, почему именно (в результате «взлома», «шалости», появления компьютерного вируса, небрежности программиста) произошел сбой в работе компьютерной сети какого-либо технологического процесса: в любом случае последствия могут быть катастрофическими. Это, собственно, и есть одна из причин, по которой компьютерные преступления следует считать посягательствами не столько на интеллектуальную собственность, сколько на безопасность общества. Вряд ли последовательным нужно признать такой подход, при котором неосторожное причинение тяжких последствий в результате, например, нарушения правил эксплуатации ЭВМ должно признаваться квалифицирующим обстоятельством, в то время как наступление такого рода последствий, вызванных неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации, – не может.

Наличие двух уровней последствий содеянного в составах компьютерных преступлений накладывает свой отпечаток на характеристику их субъективной стороны. Не касаясь ее специфики при наступлении последствий первого уровня, заметим, что психическое отношение лица в отношении последствий второго уровня законодатель допускает лишь в форме неосторожности. Умышленное их причинение должно образовывать самостоятельное преступление и квалифицироваться по совокупности.

2. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации

Уголовный кодекс РФ 1996 г. в главе 28 впервые в отечественном законодательстве предусмотрел ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Данная глава включает в себя три статьи: 272 (Неправомерный доступ к компьютерной информации), 273 (Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ), 274 (Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети). Глава помещена в раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Появление в уголовном законе данной главы – несомненный шаг вперед не только в борьбе с компьютерной преступностью, но и вообще в сфере борьбы с преступностью в области высоких технологий. Необходимость в ее появлении вызвана тем, что наряду с бесспорными положительными сторонами компьютеризации, охватившей практически все сферы нашего общества, она имеет и негативные стороны, в частности появление новых видов преступлений – преступлений в сфере компьютерной информации. Одной из важнейших детерминант феномена преступлений в сфере компьютерной информации явилось информационно-технологическое перевооружение предприятий, учреждений и организаций, насыщение их компьютерной техникой, программным обеспечением, базами данных. Научно – технический прогресс, создав новые информационные технологии, в короткие сроки на рубеже 90-х годов революционно трансформировал процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Эти изменения привели к формированию информационной сферы деятельности мирового сообщества, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации, и во многом предопределяют дальнейшее развитие общественных и экономических отношений во всем мире. Сегодня можно констатировать, что если раньше темпы развития человечества определялись доступной ему энергией, то теперь – доступной ему информацией. Таким образом, естественной причиной возникновения и существования компьютерных преступлений является совершенствование информационных технологий, расширение производства их поддерживающих технических средств и сферы их применения, а также все большая доступность подобных устройств.

Объектом являються информационные отношения, то есть отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъктов, участвующих в информационных процессах и информатизации, получили и уголовно – правовую защиту. Из этого следует, что информация и информационные отношения стали новым объектом преступления. Конкретно эти преступления направлены против той части установленного порядка общественных отношений, который регулирует изготовление, использование, распространение и защиту компьютерной информации. Выяснение данного обстоятельства необходимо для того, чтобы отграничить престуления, предусмотренные статьями 272 -274 Уголовного кодекса РФ, от других преступлений связанных с использованием ЭВМ, системы ЭВМ и их сети для совершения других преступлений. В тех случаях, когда компьтерная аппаратура являеться преметом преступлений против собственности, соответсвенно хищение, уничтожение или повеждени подлежит квалификации по статьям 158 – 168 УК. Но дело в том, что информационная структура (программы и информация) не может быть предметом преступления против собственности, так как машинная информация не отвечает ни одному из основных критериев предмета преступлений против собственноти, в частности не обладает физическим признаком. Что касаеться компьютера как орудия преступления, то его следует рассматривать в ряду таких средств, как оружие и транспортные средства. В этом смысле использование компьютера имеет прикладное значение при совершении преступления, например, хищение денежных средств или сокрытие налогов. Такие действия не рассматриваються в качестве самостоятельных преступлений, а подлежат квалификации по другим статья УК в соотвествии с объектом посягательства. Компьютерные преступления, посягая на основной объект, всегда посягают и на дополнительный объект, поскольку поражаются блага конкретного свойства: личные права и неприкосновенность частной сферы, имущественные права и интересы, общественную и государственную безопасность, конституционный строй. Эти подлежащие правовой охране интересы личности, общества и государства являются дополнительным объектом посягательства компьютерных преступлений. Отсутствие посягательства на эти общественные отношения (либо незначительность такого посягательства) исключает уголовную ответственность в силу ч. 2 ст. 14 УК РФ. Дополнительный объект, как правило, более ценный, чем объект основной. Это отражено и в названии гл. 28 УК, которое говорит не о посягательстве на объект, а о посягательствах в определенной «сфере».

Предметом компьютерной информации являються информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в инфомациононых системах, в часности, в банках данных. Эти ресурсы содержат сведения о лицах, предметах, событиях, процессах, населении, независимо от формы их представления. [6]

Объективная сторона компьютерных преступлений характеризуется как действием, так и бездействием. Действие (бездействие) сопряжено с нарушением прав и интересов по поводу пользования компьютерной информацией.

Компьютерные преступления имеют материальные составы. Действие или бездействие должно причинить значительный вред правам и интересам личности, общества или государства (исключением является преступление с формальным составом, предусмотренное ч. 1 ст. 273 УК: создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ). Преступные последствия конкретизируются в законе применительно к конкретным видам компьютерных преступлений. Между деянием и последствиями обязательно должна быть установлена причинная связь.[7]

Субъективная сторона компьютерных преступлений характеризуется умышленной виной. В ч. 2 ст. 24 сказано, что деяние, совершенное по неосторожности признается преступлением только тогда, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК. Неосторожная форма вины названа в Особенной части лишь применительно к квалифицированным видам компьютерных преступлений, предусмотренных в ч. 2 ст. 273 и ч. 2 ст. 274 УК.

3. Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК).[8]

Данная норма является базовой из указанных статей в гл. 28 УК. Такое решение законодателя является вполне оправданным, поскольку на российском рынке информационный технологий свободный доступ к информационным ресурсам породил их бесконтрольное копирование. По отдельным данным, более 90% программных продуктов в России являются пиратскими копиями, нередко полученными путем неправомерного доступа. Предметом преступления в этом случае выступает охраняемая законом компьютерная информация.