Смекни!
smekni.com

Привлечение в качестве обвиняемого (стр. 4 из 7)

9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности;

10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания;

11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с его заключением;

12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из него любые сведения и в любом объеме;

13) снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом;

15) возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК (гл. 16);

16) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении него меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК;

17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

18) обжаловать приговор, определение, постановление суда и получать копии обжалуемых решений;

19) получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на них;

20) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора;

21) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным законом.

Участие в уголовном деле защитника или законного представителя обвиняемого не служит основанием для ограничения какого-либо права обвиняемого.

Наряду с правами целесообразно разъяснить обвиняемому и его процессуальные обязанности: являться к следователю по вызовам в назначенное время, соблюдать порядок при производстве следственных действий, не препятствовать незаконными действиями нормальному течению уголовного процесса (подкуп, угрозы в адрес свидетелей, потерпевших, а еще хуже - их реализация). Обвиняемый должен ставиться в известность о последствиях невыполнения этих обязанностей: осуществление привода, изменение меры пресечения на более строгую, привлечение к уголовной или иной ответственности за совершение противоправных действий.

Предъявление обвинения (ч. 1, 5, 7—9 ст. 172 УПК). Закон требует, чтобы обвинение было предъявлено не позднее трех суток с момента внесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, однако предусмотрены два случая, при наличии которых оно может быть предъявлено по истечении указанного срока:

1. неявка обвиняемого и его защитника в назначенный следователем срок. При этом в деле должны содержаться материалы, позволяющие определить, на какой день было спланировано предъявление обвинения (корешок повестки, заверенная телеграмма и т. д.);

2. когда место нахождения обвиняемого не установлено (обвиняемый скрылся от следствия или по иным причинам не установлено его местонахождение). В данном случае обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода. Однако в подобном случае закон требует от следователя обеспечения участия защитника.

Итак, какие же именно действия следователя составляют процессуальный порядок предъявления обвинения и в какой последовательности они производятся?

После явки обвиняемого к следователю последний удостоверяется в личности прибывшего. Необходимость в этом возникает только в случаях, когда он ранее не участвовал в деле в качестве подозреваемого (иногда — свидетеля). Удостоверение в личности осуществляется посредством ознакомления с предъявленными или имеющимися в деле документами.

Затем следователь объявляет данному лицу постановление о привлечении его в качестве обвиняемого и разъясняет сущность предъявленного обвинения. Объявление такого постановления возможно посредством прочтения обвиняемым указанного документа или оглашения его следователем. При участии переводчика перевод постановления делается им в устной форме. О способе ознакомления с постановлением следователь должен сделать на нем отметку. Выполнение этих действий удостоверяется подписями обвиняемого и следователя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.

Сущность обвинения разъясняется следователем путем объяснения юридических терминов, фигурирующих в постановлении, ознакомления при необходимости с текстом соответствующей статьи (статей) УК РФ, по которой квалифицировано деяние.

Если предъявление обвинения осуществлялось с участием защитника, следователь делает об этом отметку в постановлении. Хотя закон и не обязывает защитника удостоверять своей подписью факт участия в предъявлении обвинения, но это целесообразно.

Далее следователь должен незамедлительно допросить обвиняемого.

3 Процессуальный порядок и процессуальное оформление допроса обвиняемого

На практике нередко приходится сталкиваться с фактами, когда следователь, предъявив обвинение в конце предварительного следствия, формально относится к допросу обвиняемого, полагая, что все необходимое выяснено им еще при допросе этого лица в качестве подозреваемого. В таких случаях следователь обычно ограничивается выяснением вопроса о том, признает ли обвиняемый себя виновным, не допрашивая его по существу предъявленного обвинения. Между тем, если даже какие-то обстоятельства, связанные с расследуемым преступлением, и выясняются у подозреваемого еще до предъявления ему обвинения, данные такого допроса носят, как правило, менее конкретный характер, чем допрос обвиняемого. Когда обвиняемый ознакомится с четко сформулированным обвинением, он дает более развернутые показания и может сообщить данные, о которых он умолчал при его допросе в качестве подозреваемого.

Итак, допрос обвиняемого урегулирован ст. 173 УПК РФ.

Уголовно – процессуальный закон придает важное значение показаниям обвиняемого, рассматривая их как имеющее отношение к предмету доказывания доказательство и как средство защиты обвиняемого. Допрос обвиняемого дает следователю возможность получить сведения: о его отношении к предъявленному обвинению; о степени его участия в совершении преступления и об участии в этом других лиц; об обстоятельствах опровергающих или подтверждающих версию следователя и иных обстоятельствах. Столь большое значение показаний обвиняемого обусловливает установление в законе требования: «Следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения» (ч. 1 ст. 173 УПК). По своему усмотрению он не может отложить допрос. Поэтому после предъявления обвинения он обязан пригласить обвиняемого к даче показаний. Но обязанность следователя немедленно допросить обвиняемого в установленном законом порядке не означает для обвиняемого обязанности немедленно дать показания, ибо дача им показаний – это всего лишь право, но не обязанность. Поэтому обвиняемого в отличие от свидетеля и потерпевшего нельзя перед допросом, а также в ходе допроса предупреждать об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, равно как и за дачу заведомо ложных показаний. Законодательство предусматривает многочисленные гарантии, максимально ограждающие обвиняемого от ненадлежащих приемов ведения его допроса.

Несоблюдение этих гарантий расценивается как существенное нарушение обвиняемого на защиту со всеми вытекающими из этого последствиями. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 разъяснено, что если обвиняемый был лишен возможности реализовать свое конституционное право пользоваться при производстве следственных действий с его участием квалифицированной помощью защитника, то данные им показания и иные результаты таких действий должны расцениваться судом «как доказательства, полученные с нарушением закона». В том же постановлении Пленум указал: если обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или предварительном следствии не было разъяснено конституционное право о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции), то его показания «должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого)».[3]

Таким образом, следователь не допрашивает данное лицо, однако прежде чем обвиняемый воспользуется предоставленным ему правом, обвиняемому надо разъяснить значение показаний для защиты его собственных интересов. Отказывающемуся от дачи показаний обвиняемому должна быть предоставлена возможность объяснить причины своего решения, о чем делается отметка в протоколе. Целесообразно, чтобы в допросе отказывающегося от дачи показаний обвиняемого принимал участие руководитель следственного подразделения или прокурор.

То есть следователь не может провести допрос немедленно, если этому препятствует позиция обвиняемого, обладающего правом отказаться от дачи показаний. В этом случае допрос обвиняемого производится после согласованного перерыва, во время которого последний может избрать и пригласить защитника.

Если обвиняемый или его защитник ходатайствуют о предоставлении им свидания наедине в промежутке между предъявлением обвинения и допросом, следователь откладывает допрос обвиняемого, о чем делает отметку в протоколе. Закон не требует, чтобы ходатайство о предоставлении свидания удовлетворялось немедленно. В этом случае допрос производится в разумные сроки после получения следователями информации о том, что испрашиваемое свидание состоялось или обвиняемый от него отказался.