Смекни!
smekni.com

Камерно-вокальное творчество Танеева (стр. 1 из 2)

Романсы

Романсы Танеева занимают видное место в его наследии. К этому жанру композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Однако издано всего сорок романсов, немало произведений раннего периода осталось в рукописях.

По содержанию романсы Танеева разнообразны. В некоторых из них отразилась склонность композитора к философскому раздумью; многие носят лирический характер. Ряд романсов связан с картинами природы и содержит яркие пейзажные образы ("Ночь в Крыму", "Ночь в горах Шотландии", "Зимний путь"). Встречается в романсах Танеева и тематика общественно-политического, гражданского характера ("Узник", "Менуэт", романс "Что мне она" на известный TCJKCT Я. П. Полонского, рисующий образ узницы, девушки-революционерки, участницы одного из крупнейших политических процессов конца 70-х гг.).

В романсах Танеева нашли своеобразное претворение классические традиции (особенно Чайковского). Поэтический текст передается обычно Танеевым в обобщенной форме. Музыкальная форма отличается стройностью и закругленностью. Вокальная партия и фортепианное сопровождение почти равноправны в создании музыкального образа. По сравнению с крупными инструментальными и хоровыми композициями Танеева, романсы в целом интонационно ближе к бытовой лирике, проще по фактуре. В то же время Танеев и здесь стремится к сквозному развитию на основе последовательного преобразования исходного интонационно-тематического "зерна"; этим создаются большая цельность и внутреннее единство отдельных произведений.

Типичным для Танеева образцом спокойной мечтательно-светлой лирики является романс "В дымке-невидимке".

"В дымке-невидимке" (слова А. А. Фета). Романс проникнут выражением томной неги, порожденной созерцанием ночного, озаренного лунным светом сада. Душевное переживание сливается с картиной окружающей природы. Неизменность настроения подчеркивается интонационным единством произведения. С первых же тактов возникает плавно нисходящее мелодическое движение, присутствующее в фортепианной партии на протяжении почти всего романса; оно же преобладает и в голосе:

На словах "Так и льнет, целуя" у голоса появляется другая, томно восходящая интонация, сопровождаемая в фортепиано цепью нисходящих задержаний-вздохов. Во второй половине романса, на словах "Уронила косы голова невольно", на той же интонации основана восходящая Секвенция, напоминающая обороты, типичные для Чайковского. Дальше, в кульминации, она преобладает в партии фортепиано (см. в левой руке 5 тактов перед Tempo I). Кульминационная фраза романса "И тебе не томно?" подчеркнута высоким регистром, звучанием forte и внедрением трехдольности в двудольное основное движение. Аналогично выделена и последняя фраза первой половины романса "И тебе не больно? И тебе не томно?",- где появляются даже три трехдольных такта, но Эмоциональное напряжение меньше. Музыкальная и поэтическая аналогия этих двух фраз, завершающих каждую из двух частей произведения, приближает их к своего рода припеву.

Оставленная неразрешенной доминантовая гармония в последнем такте вокальной партии усиливает выражение томления. Фортепианное заключение дорисовывает музыкально-поэтический образ, повторяя интонации начала романса, постепенно истаивающего в высоком регистре.

"Когда, кружась, осенние листы" (слова Эллиса,1 из Стеккетти) представляет иной тип лирики Танеева. Композитор приближается здесь к элегиям Глинки - Даргомыжского. Напевно-декламационная мелодия голоса Поддержана призрачным сопровождением, представляющим собой в основном простейшую гармоническую фигурацию. Лишь кое-где в него включается короткий мотив из четырех звуков, имитирующий выразительный интонационный оборот вокальной партии.

Проведение этого мотива, наряду с непрерывным, ритмически равномерным движением сопровождения, повышает единство, монолитность произведения.

Замечательно своей глубокой выразительностью заключение романса. Последний стих: "любви моей невысказанных слов" - повторяется дважды, второй раз более подчеркнуто, с выделением в сопровождении отмеченного выше короткого мотива (см. пример 90). В момент появления в голосе заключительного'тонического звука (нижнего ре) гармония образует прерванный каданс (в виде секстаккорда < субдоминанты). Фортепиано как бы договаривает "невысказанные слова". Игравший заметную роль на протяжении всего романса мотив еще дважды повторяется в заключении, образуя горестно звучащие диссонирующие задержания (е интервалами большой септимы и увеличенной квинты). Скорбный и строгий плагальный каданс с мажорным тоническим трезвучием завершает произведение.

"Сталактиты" (слова С. Прюдома в переводе Эллиса). Здесь получают еще более углубленное выражение воплощенные в предыдущем романсе скорбные переживания. Сущность поэтического образа заключена в сопоставлении явления природы и человече ских переживаний: застывшие в гроте капли воды уподобляются слезам, которые иссякли, хотя сердце не может забыть свое горе. Эта двуплановость лежит и в основе музыки. ~"

Устанавливающийся с первых ж*е тактов вступления основной музыкальный образ сочетает выразительное, эмоциональное начало с изобрааительным, звукописным. В левой руке дважды повторяется печальный мотив, играющий виднейшую роль на протяжении всего произведения (отмечен скобкой в примере 91). Одновременно в правой руке появляется остинатная фигура гармонического характера. -

Высокий регистр и staccato, в сочетании с медленным темпом, заставляют воспринимать ее как изображение монотонно падающих капель. Эти два тематических элемента составляют основу всего дальнейшего развития.

Своеобразна форма "Сталактитов", приближающаяся к варьированной строфической. Весь романс делится на четыре раздела, соответствующие четырем строфам - четверостишиям текста; каждый из них начинается одним и тем же характерным мелодическим оборотом. Каждое проведение сходного музыкального материала начинается, однако, в различных тональностях (до минор, Соль мажор, до минор, Ми-бемоль мажор), при непрерывном гармоническом развитии. В первой строфе преобладает диатоника, во второй появляются хроматизм и альтерация (гармонический Соль мажор). В третьей строфе возникают неожиданные красочные гармонические сопоставления. Наконец, в четвертой, кульминационной, выразительность возрастает благодаря полифонизации фактуры. На словах "любви моей давно замерзли горестные слезы" звучат одновременно четыре самостоятельные линии. Гармония обостряется при этом хроматизмами с задержаниями, что усиливает оттенок скорбного томления.

Заключение "Сталактитов" близко напоминает заключение романса "Когда, кружась". Последний мелодический оборот голоса совпадает с прерванным кадансом. Проведение в конце романса одной из основных интонаций, образующей задержания с увеличенной квинтой и большой септимой, и завершение мажорной тоникой усиливают указанную близость.

"Бьется сердце беспокойное" (слова Н. А. Некрасова)-пример довольно редкого в романсах Танеева драматизма. Это один из самых популярных образцов его вокальной лирики. Все произведение пронизано насыщенной громадным волевым напором ритмической пульсацией. Чередование отдельных коротких фраз голоса с репликами-возгласами фортепиано создает впечатление прерывающейся от волнения речи.

В развитии основного активно восходящего мелодического движения в равной мере участвуют и вокальная и фортепианная партии.

Средняя часть романса (от "Я зову ее"), несмотря на сохраняющееся неизменное ритмическое движение, привносит контраст. Здесь возникает образ "страны обетованной", как манящей мечты. Особенной яркости музыка достигает в эпизоде на тоническом органном пункте Ми мажора ("Розы там цветут душистые"). Здесь начальная мелодическая фраза романса звучит у фортепиано в мягком "виолончельном" регистре и переходит в последующие выразительные нисходящие задержания. Им противопоставлено" восходящее хроматическое движение вокальной партии.

Внезапный энгармонический сдвиг переводит в Ля-бемоль ма-1 жор. Гармонический мажорный лад, напряженные интонации ма-| лой ноны и уменьшенной октавы сообщают этому эпизоду оттенок] горечи, вызванной сознанием неосуществимости мечты.

Реприза первой части романса1 завершается фортепианной постлюдией, исчерпывающей до конца стремительную энергию основного ритмического движения.

"Маска" (слова Я. П. Полонского) - романс-вальс, в котором Танееву прекрасно удалось передать светлое, интимное чувство, раскрывающееся сдержанно, но с большой внутренней теплотой.

Для воплощения поэтического текста композитор избрал форму рондо, основная вальсовая тема-рефрен как бы рисует место действия, окружающую героев "пестроту, многолюдство собранья"; эпизоды же связаны с раскрытием их переживаний. Единстве романса достигается, помимо господствующего в нем изящного вальсового движения, также непрерывным развитием нескольким основных интонаций,

Кульминационное значение приобретает эпизод от слов "Наконец она тихо сказала", с ярким отклонением в Ми мажор. При последующем возвращении в основную тональность Ля-бемоль мажор основная тема вальса переходит к фортепиано, соединяясь с отмеченным ритмическим мотивом.

"Зимний путь" (слова Я. П. Полонского). Танеев соприкасается здесь с одной из традиционных тем классического русского искусства. Бесконечные просторы, занесенные снегом, вызывают в душе путника смутное чувство тоски; полудремотное состояние рождает вереницу воспоминаний.

Романс написан в трехчастной форме. Крайние разделы рисуют сумрачный зимний пейзаж; непрерывное движение шестнадцатыми в сопровождении, объединяющее весь романс, передает ощущение быстрого бега кибитки.