Смекни!
smekni.com

История джазовой гитары (стр. 2 из 3)

С наступление пятидесятых, множество прекрасных джазовых гитаристов развивалось на обоих побережьях Северной Америки. Они устанавливают стандарты, которые были фактически не превзойдены другими гитаристами вне Америки много лет, за исключением Джанго. Особенно видными были Тэл Фэрлоу (Tal Farlow), Джимми Рэйни( Jimmy Raney), Джим Холл ( Jim Hall) и Херб Эллис (Herb Ellis), Мандел Лоу (Mundell Lowe), Джонни Смит (Johnny Smith), Чак Вейн (Chuck Wayne), Билли Бауэр (Billy Bauer), и Соль Сальвадор( Sal Salvador). Этим и многим другим Американским гитаристам повезло, что известные инструменталисты играющие в небольших ансамблях стали разрабатывать свои школы, что способствовало обучению и развитию навыков гитаристов. Наиболее известными были из них пианисты - Nat King Cole, Art Tatum, Oscar Peterson, George Shearing, барабанщик - Chico Hamilton, саксофонисты- Stan Getz, Jimmy Giuffre . Первые намеки авангардного джаза появились с приходом группы во главе с саксофонистом Lee Konitz, пианистом Lennie Tristano и гитаристом Billy Bauer. В Европе все еще безраздельно властвовал Джанго Рейнхардт, его естественный музыкальный гений, легко поглощал и принимал все новые движения и изменения в джазе.

Электрофицированная акустическая гитара с «f» -отверстиями позволила Кристиану и его последователям играть в манере саксофонистов Лестера Янга и Чарли Паркера. В Калифорнии в течение конца сороковых, Джордж Ван Ипс, выступая с биг бэндами, став известным в тридцатых, все еще очаровывался полными гармоническими возможностями которые предлагала гитара. Даже при том, что он использовал акустическую гитару ещё в 1949, его записанные соло в течение этого периода показывают, что он имел удивительно современную гармоническую концепцию музыки. Он также имел невероятную технику, чтобы показать эти концепции. Он показывал, что гитара могла солировать не только отдельными нотами, но и подобно в фортепианной манере со смесью аккордов, октав, двойных нот и отдельных нот.

Игра Ван Ипса очевидно повлияла на Барни Кессела. Кессел внезапно понял, что он имел способность и желание играть в своём собственном индивидуальном джазовом стиле, чем копировать образцы, установленные Кристианом. Он также видел, что гитара была действительно « маленький оркестр» и что в маленькой форме группы это могло только показывать ее полные способности, удаляя фортепиано. Его эксперименты наконец привели к первой записи в 1957 его группы «The Poll Winners», в составе которой он сам играл на гитаре, Рэй Браун на басе, и Шелли Мэнни на барабанах. Эта и другие записи, имели большой успех хотя состав группы, имея стандартную форму для сегодняшних гитаристов, был большим новшеством в то время. Кессел доказал, что, если гитарист имел правильную технику, концепцию и талант, гитара могла выполнять роль солиста и аккомпаниатора как на фортепиано, и тем самым дал гитаре свободу исполнения и выражения, предварительно неизвестную.

В 1953г. в возрасте сорока трёх лет во Франции от сердечного приступа умер внезапно Джанго Рейнхардт. К счастью у него было много продолжателей которые подражали его музыке и звучанию квинтета Hot Club de France.

В 1953г. в Америке к репертуару джазовой гитары добавилось новое звучание. Бразильский гитарист Лауриндо Алмейда, приехавший несколькими годами ранее в Соединенные Штаты, чтобы играть с оркестром Стэна Кентона, задумал идею относительно смешивания традиционных бразильских мелодий и ритмов с джазовыми импровизациями. Его группа ‘Brazilliance’ с лидером саксофонистом Бадом Шенком, и самим Лауриндо играющем на классической гитаре, используя высококачественные микрофоны и усилители, доказала, что классическая гитара с нейлоновыми струнами при игре пальцами может иметь эффективное звучание в джазе. Он также показал, что горизонты джазовой музыки могут быть расширены за счёт Южноамериканских мелодий и ритмов. Группа Brazilliance получила большую популярность, но её концепция была преждевременная. Потребуется другой гитарист пальцевого стиля, Чарли Берд, который приведёт к успеху идеи великой школы заложенной Лауриндо Алмейда. Чарли Бёрд, успешно играющий в своём собственном джазовом стиле на классической гитаре, был выбран Государственным департаментом, и направлен со своим трио в Южную Америку. Бёрд пока был там, понял потенциал смешивания некоторых популярных бразильских песен с джазом таких композиторов гитаристов как Антонио Карлоса Джобима и Луиса Бонфы. По возвращении в Соединенные Штаты в 1961г. Бёрд объединил усилия с саксофонистом Стэном Гетцом, и вместе они положили начало буму босса новы с песни Дезафинадо, O Pato, и Девушка из Ипанемы, которые в конечном счете завоевали весь мир. Успех босса новы, привлёк внимание любителей джаза во всём мире другим талантливым южноамериканским гитаристам, таким как Bola Sete и Баден Пауэл.

К началу шестидесятых джаз и джазовая гитара много лет процветали и пользовались большой популярностью. Но постепенно джаз теряет популярность, и многие лучшие джазовые гитаристы вынуждены были искать финансовое убежище в кино, на телевидении и студиях звукозаписи. Натиск рок-н-ролла, забрал немного популярности у джаза. Однако джазовая гитара никогда не имела так много великих и индивидуальных инструменталистов. Мэйнстрим, непосредственно происходящий от Чарли Кристиана, который имел замечательных последователей типа Барни Кессела ( Barney Kessel), Джимми Ранея (Jimmy Raney), Тэла Фэрлоу (Tal Farlow), Кэнни Баррелла (Kenny Burrell), Гранта Грина (Grant Green), Джими Холла (Jim Hall) и Херба Эллиса (Herb Ellis). Традиция ритм-гитары все еще поддерживалась артистами подобно Фредди Грину, в то время как гитаристы пальцевого стиля типа Чарли Бёрда и Бола Сете добавляли новшества к джазу на классической гитаре. Многих гитаристов заставило переосмыслить свою технику запись Джонни Смита ‘Moonlight in Vermont’ со Стэном Гетцом ставшая бестселлером. Джордж Ван Ипс сделал новое открытие с развитием семиструнной электрогитары, которую позже подхватил Bucky Pizzarelli, и в то же самое время пользовались спросом певцы гитаристы блюза подобно Лонни Джонсону.

В 1960 г. Уэс Монтгомери, цветной гитарист из Индианаполиса, дал новый импульс джазовой гитаре, развив индивидуальный теплый гитарный звук, используя большой палец правой руки вместо медиатора. Его соло никогда не потеряют интереса благодаря удивительной смеси аккордов, певучести нот, и необычного использования октав. Его сольный стиль был настолько привлекателен, что даже более поздние записи были проданы и пользовались популярностью на музыкальном рынке. Монтгомери положил начало новой волне в джазе и в последствии гитаристы стали подражать его гитарному стилю. Наиболее известными из них являются Пэт Мартино и Джордж Бенсон. Печальная судьба на протяжении многих лет вносила свои коррективы в развитие джазовой гитары, рано забирая из жизни замечательных гитаристов: Эдди Лэнга в 29, Чарли Кристиана в 23, Дика Макдоноуга в 34 и Джанго Рейнхардта в 43. Так же решилась судьба и Уэса Монтгомери смерть забрала его в возрасте 44 лет. Но подобно всем другим легендарным гигантам джазовой гитары Уэс Монтгомери оставил глубокий и длительный след в истории джаза, один из тех, которые никогда не забываются.

К концу шестидесятых джазовая гитара прошла большой путь начиная с примитивных певцов гитаристов блюза последнего девятнадцатого столетия. Были установлены столь высокие стандарты для всех музыкальных инструментов, которые невозможно было себе представить в начале века. Невероятное повышение по всему миру популярности Рок-н-ролла, соула и Ритм энд блюза в шестидесятых с одной стороны стало причиной временного снижения популярности джаза. С другой стороны большое количество людей привлекались к гитаре и другим инструментам из-за их интереса к популярной музыке. Многие из них прогрессировали технически к такой стадии, что они стали искать стиль музыки, который предложил бы им качества, которые не могли быть найдены в основных формах популярной музыки.

С приближением семидесятых начался, новый мировой бум в джазе. Этот бум дал возможность великим мастерам джазовой гитары пятидесятых и шестидесятых, таким как Барни Кессел, Тэл Фэрлоу, Джимми Рэйни, Херб Эллис, Кенни Баррелл, Джим Холл оставить коммерческие студии и начать успешно играть во всем мире в джазовых клубах, концертах и фестивалях, урегулируя стандарты, которые подталкивают границы джазовой гитары к более широким возможностям. Рядом с этими мастерами возникло, новое поколение молодых гитаристов, которые используя все ранние стили джаза, обогатили их целым спектром современной музыки - авангард, рок, соул, латинская, индийская, африканская, восточная, арабская и ориентальная и свободная музыка. Поэтому семидесятые отмечены появлением новых джазовых гитаристов, чья игра поражает нас полнотой этих идиом. Ларри Кориэлл, Джон Маклафлин, Джон Аберкромби, и Ли Ритнауэр - это несколько главных фигур, добавивших новые измерения в джазе и джазовой гитаре в семидесятых. Английский гитарист Дерек Бэйли - один из главных пионеров движения фри джаза, движение, которое получает признание во всем мире. Эти молодые музыканты признают установки великих джазменов прошлого, но чувствуют, что они должны бороться за свежие идеи в джазе, идеи, пока еще неслыханные. Среди всех этих артистов, борющихся за новые идеи в джазе стоило бы выделить фигуру Джо Пасса. Удивительный гитарист, продолжатель мэйнстрима в джазе, он стал популярным в начале шестидесятых, но в полной мере его гений был раскрыт джазовым промоутэром Норманом Гранцем. С помощью записей и концертов Гранц открыл миру виртуозные способности Джо Пасса. Как и многие великие джазмены, Джо развил свой собственный основанный на матерстве ранних джазовых артистов. Его техника позволила, играть на концертах с собственным стилем создав новые стандарты в области джазовой гитары. Кроме того, Джо Пасс оказался первым джазовым гитаристом, записавшим всю пластинку без сопровождения (что раньше было возможно только для классических гитаристов).