Смекни!
smekni.com

Педагогическая деятельность Рубинштейна (стр. 6 из 6)

Некоторое представление о характере наводящих замечаний Рубинштейна могут дать публикуемые в этом сборнике реплики его по поводу исполнения тех или других произведений. Читая эти реплики, не следует однако, забывать, что на учеников оказывали воздействие не только сказанные Рубинштейном слова, но и интонация его голоса, мимика и жестикуляция.

В годы преподавания Рубинштейна в Петербургской консерватории, когда ученики нередко приносили одно и то же произведение по нескольку раз, его указания часто весьма существенно менялись. На одном уроке он предлагал одно, на другом отстаивал другое. Стремясь приучить к импровизационно-непосредственному интонированию музыки, он, по словам А. Гиппиус, порой говорил ученикам: «Когда светит солнце, играйте это место forte, когда падает снег или идет дождь, играйте его piano. А вот этот пассаж можно закончить большим crescendo, когда льет дождь, — ах нет, лучше в хорошую погоду, и т. д.» Занимаясь с Гофманом, Рубинштейн не позволял ему дважды приносить на уроки одно и то же сочинение, мотивируя свое запрещение тем, что юного пианиста может смутить вторжение новой концепции, которую ему, Рубинштейну, захочется изложить относительно истолкования данного сочинения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создал ли Рубинштейн, деятельность которого составляет эпоху в истории пианизма, свою школу фортепианной педагогики? Этот вопрос не раз обсуждался на страницах русской и зарубежной прессы. Если судить только по количеству крупных пианистов, обученных непосредственно Рубинштейном, то можно прийти к выводу, что школы он не создал. Но это не так. Рубинштейн оставил нам в наследство нечто большее, чем школа в буквальном и общепринятом смысле этого слова: почти никто из русских педагогов фортепианной игры его времени и ближайших последующих лет не избежал сильного воздействия не только его исполнительского искусства, но и его передовых педагогических принципов. А многие традиции рубинштейновской педагогики и по сей день живут в фортепианных школах наших крупнейших художников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. – Л., 1957.

2. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. – М., 1899.

3. Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей. – М., 1922.

4. Майкапар С. Годы учения. – М.-Л., 1938.

5. Молас А.П. Мои воспоминания о могучей кучке. – ЦГАЛИ, ф. 805, ед. хр. 2, л.5.

6. Рубинштейн А. Короб мыслей, л. 17/10.

7. Рубинштейн А. Короб мыслей, л. 30/16 об.

8. Рубинштейн А. Короб мыслей, л. 49/26.

9. Рубинштейн А. О музыке в России. – «Век», 1861, №1.

10. Пузыревский А.И. Саккети Л.А. Очерк пятидесятилетней деятельности СПб. консерватории. – СПб., - 1912.

11. Прессман М.Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов. – М., 1957.

12. Спасская А. Советы по музыкальной педагогике. – СПб., 1896.