Смекни!
smekni.com

Догматическое богословие (стр. 5 из 5)

5. Римо-католическое учение о чистилище, его критика. Священное Писание о частном суде.

Латинское учение о чистилище (purgatorium) опирается на несколько изречений Св. Писания: 1Кор. 3: 11-15; Мф. 5: 26; Лк. 12: 58-59; Мф. 12: 32. На основании этих цитат католические богословы выводят учение о том, что после частного предварительного суда душа может находиться в 3-ех состояниях:

Ä блаженство;

Ä чистилище, где души, не получившие разрешения легких грехов или не понесшие за них наказание претерпевают очищение (expiationis) огнем ради удовлетворения (satisfactio) правде Божией;

Ä пребывание в геене.

Чистилище - временное, промежуточное место пребывания (состояние) души, где через переносимые мучения душа очищается и удовлетворяет неизменной правде Божией, требующей удовлетворения высшей справедливости.

Об очистительности загробных мучений говорили и некоторые свв. Отцы. “Тот, кто в прошлом веке не принес плода обращения, прежде должен быть очищен очистительным огнем, и хотя тот огонь не будет вечным, однако я поражаюсь, до какой степени он будет тяжек” (блаж. Августин); грешник по смерти “пройдет через страдание огня, дабы, быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестанно” (св. Амвросий Медиоланский); “как очистительным огнем уничтожается негодная материя, так точно необходимо, чтобы душа, которая соединилась со скверной, была бы в огне до тех пор, пока совершенно не истребится огнем внесенная скверна” (св. Григорий Нисский)[45][45].

Православная Церковь отвергает возможность “очищения мучениями”[46][46] после смерти, т.к. “в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи” (Правосл. исп. Кафол. и Апост. Церкви Вост. (1662 г.), вопр.64)[47][47]. Душа человека за дверьми смерти как ракета после отделения последней ступени, выбравшая свой курс в пределах земной атмосферы и летящая в космосе в заданном направлении. “Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящия перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят”, - говорит Авраам мучающемуся в аду богачу (Лк. 16: 26). Избавление от адских мук возможно только через приношение бескровной жертвы, через молитву Церкви “о еже во аде держимых” и через благодеяния ныне живущих на земле в пользу умерших (2Мак. 12: 45).

Кроме того не приемлем крайний юридизм учения о чистилище - с одной стороны учение о сверхдолжных заслугах, когда Господь становится должником человеку; “с другой стороны - всякий грех, всякое нарушение завета с Богом с необходимостью требуют удовлетворения, так сказать платы за себя”[48][48]. Заслужить вечное блаженство путем временного подвига здесь и сейчас нельзя, т.к. все труды не соответствуют величию награды. “Время покаяния коротко, царствию же небесному нет конца” (св. Ефрем Сирин); “что может человек совершить такого, чтобы совершенно заслужить щедроты Владыки” (св. Иоанн Златоуст)[49][49]. С другой стороны “покаявшийся разбойник все-таки должен понести следуемое наказание за прежние дела: а с другой стороны, праведник должен пользоваться некоторым снисхождением. Не так правда Божия. Господь... смерти грешника... не желает, поэтому, простив человеку всякий грех настоящий, прошедший и будущий, Господь устремляется к человеку и предлагает ему жизнь, предлагает безразлично всем и праведным и грешным. Но... необходимо, чтобы люди приняли этот дар”[50][50].

“Правда Божия... действует не так, что Бог для своего удовлетворения хочет мучения и смерти грешника..., а так, что Бог... от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт. 1: 31)..., руководится она (правда Божия) уже не чувством оскорбления, а нравственным достоинством бытия” [51][51].

Т.о. правда - Божия - есть любовь и единственно, что требуется от человека - это открыть своё сердце для принятия плодов искупительной жертвы Христа-Спасителя, даруемых безвозмездно по Его благости. Наказание грешников происходит “потому единственно, что не успели ещё вполне усвоить себе заслуги Спасителя, по слабости ли веры в Него, или по недостаточности покаяния, а главное потому, что не принесли плодов достойных покаяния и самым делом не очистились от грехов”[52][52]. Бог - абсолютное добро, любовь, милость и справедливость, а не тиран-волюнтарист с садистическими наклонностями, требующий удовлетворения своих прихотей, несмотря ни на что.

В IV в. Церковью были осуждены попытки оригенистов рационально обосновать идею апокастасиса (всеобщего восстановления) - избавления всего творения от уз ада. В Откровении говорится о вечных мучениях и Господь запрещает измышлять спекулятивные учения, для дополнения того, что скрыто от нашего знания. Однако остается надежда, вырастающая из литургического и мистического опыта Церкви, на спасение всех людей, упразднение ада и кончины вечных страданий силою “всехитрейшего Слова”[53][53].

В Священном Писании не сказано о том, как будет происходить частный суд, но мы знаем, что “человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Еф. 9: 27). “Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его, - сказано в книге премудрости Иисуса, сына Сирахова (11, 26-27). При смерти особое место отводится ангелам, которые берут душу умершего (Лк. 12: 20) и относят “на лоно Авраамово” или в ад (Лк.16: 22-23). Но на своем пути душа встречает “начальства”, “власти”, “мироправителей тьмы века сего”, “духов злобы поднебесной” (Еф. 6:12), “господствующих в воздухе” и “действующих ныне в сынах противления” (Еф. 2:2), ходящих “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1Пет. 5: 8). День кончины называется “днем злым”, когда надо “все преодолевши, устоять” (Еф. 6: 13) и “если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников” (Евр. 10: 26-27). ”Страшно впасть в руки Бога живого!” - восклицает апостол (Евр. 10: 31). До последнего суда души “не получают совершенного воздаяния за дела свои; но... не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаются” (Правосл. исп. Кафол. и Апост. Церкви Вост. (1662 г.), вопр. 61)[54][54]. На Страшном суде же произойдет окончательное разделение: “многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” (Дан. 12: 2), “и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” (Мф. 25: 46).

6. Священное Писание об изменении живых во Втором Пришествии.

Из Откровения нам известно, что перед кончиной мира “Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем” (1Фес. 4: 16-17). Тогда же Господь “уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его” (Фил. 3: 21). Одновременно с воскресением мертвых произойдет и мгновенное изменение живых “вдруг, во мгновение ока, при последней трубе” (1Кор. 15: 52). Всё творение Божие предстанет пред Христом в преображенном, бессмертном “духовном теле” (1Кор. 15: 43): “мертвые воскреснут нетленными, а мы (живые) изменимся” (1Кор. 15: 52). Полное знание о свойствах духовных тел, об устроении жизни будущего века скрыто от нас до времени: “теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1Кор. 13: 12).