Смекни!
smekni.com

Иудаизм (стр. 4 из 5)

Особо следует остановиться на каббалистической литературе. Каббала (буквально "предание")- эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее внутри иудаизма в 1-III веках н. э. в еврейских общинах Палестины и Вавилонии. Свое окончательное оформление оно получило в Испании в XIII - XIV веках. Для Каббалы характерно стремление постигнуть сокровенный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Одно из основных понятий Каббалы - сфирот, или десять ипостасей сокровенного Бога. Каждая из них наделена специфическими качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром.

Наиболее важное каббалистическое сочинение - книга "Зогар" (Сияние), почитаемая каббалистами наравне с Торой и Талмудом. Предположительно, что ее автор - еврейский мистик из Испании Моше бен Шем Тов де Леон (умер в 1305 г.). "Зогар" представляет собой мистический комментарий к Торе, перемежающийся мидрашами о еврейских мудрецах II века. Его полное издание составляет 22 тома. Учение Каббалы оказало большое воздействие на формирование различных течений в иудаизме, в частности, с ним напрямую связано богословие хасидизма.

3. Вероучение иудаизма

Основой иудаистского вероучения является последовательный монотеизм, не допускающий компромиссов. Это выражено в иудейском символе веры "Шема", которым начинается богослужение: "Слушай, Израиль! Господь наш Бог, Господь один!. Со временем среди последователей иудаизма сложился благочестивый обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонаи"

(Вдадыка). Закрепляя это правило, хранители текста Библии ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонаи". Из этого соединения возникла ставшая широко распространенной транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".

Божья воля открывается человеку через слово Бога, выраженное в Законе (Торе) и словах Пророков. Как считают иу-даисты, первым народом, который Бог избрал для открытия своей воли через Закон, данный Моисею (Синайский завет), был народ Израиля. Отсюда его особая роль в истории. По словам авторитетного израильского раввина Л. Финкельстайна, "тот факт, что народ Израиля получил Закон и слышал Пророков, не наделяет его... особыми привилегиями, зато налагает на него особые обязательства". И далее: "Эта ответственность-чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения - выражается понятием "избранный народ".

Неевреи, принявшие иудаизм (герим), становятся полноправными членами еврейской общины (мы сознательно подчеркиваем это обстоятельство вопреки распространенному заблуждению, согласно которому иудаизм якобы является нерецептивной религией, то есть религией, которую не может принять сторонний человек и последователи которой воспроизводятся только за счет деторождения во внутриконфессио-нальных браках).

Случаи принятия иудаизма народами, этнически не связанными с евреями, в истории известны, но в целом прозелитизм не получил в иудаизме значительного развития из-за учения о богоизбранности еврейского народа. Исторически в иудаизме существовали две тенденции: национального избранничества и экуменическая. В талмудическую эпоху победила первая. С учением о богоизбранности связана и особая роль в иудаизме исторической родины евреев - Палестины, именуемой Эрец Исраэль (Земля Израиля), которая считается Святой Землей, и ее главной святыни - Иерусалима.

Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии (от древнееврейского "машиах" - помазанник) - "помазанника Божия". Обряд помазания елеем (освященным маслом оливы) означал у древних евреев снисхождение Духа Божия на человека, избранного на царское служение. В тексте Библии говорится о том, что пророк Самуил совершил помазание на царство первого израильско-иудейского царя Саула.

Согласно иудаистскому вероучению Мессия - посланец Божий, явившись иудеям в виде смиренного учителя из рода царя Давида (преемника Саула), не только восстановит царство Израиля и соберет рассеянный по свету еврейский народ, но и установит на земле царство всеобщего мира и братства людей. В этом состоит основной пункт расхождения между христианством и иудаизмом. В то время как христиане признают Мессией Иисуса Христа ("Христос" - греческое значение слова "помазанник"), иудаисты считают, что подлинный Мессия явится в будущем.

В XII веке вероучение иудаизма было систематизировано вышеупомянутым Маймонидом, сформулировавшим 13 принципов веры: в существование Бога; в его единство; в его бесплотность; в его бесконечность; в богообщение посредством молитвы; в пророков как выразителей воли Бога; в превосходство Моисея над другими пророками; в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай; в нерушимость Закона; в Божественное провидение и справедливость; в приход Мессии; в воскресение мертвых; в бессмертие души. Эти положения позже были изложены в поэтической форме, составив особый синагогальный гимн - Игдал.

4. Религиозная практика иудаизма.

В библейский период центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где в соответствии с предписаниями Торы совершалось ежедневное жертвоприношение (тамид). В отличие от религий других народов древности жертва в иудаизме мыслилась не как прямое средство умилостивить Бога, но как освящение авторитетом религии обыденных житейских актов.

В период вавилонского пленения, когда первый Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей - знатоков Торы (рабби). После разрушения второго Храма жертвоприношения были запрещены. Из вышеназванных собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги (по-древнегречески - "собрания"). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и научения Закону (в "реформированном иудаизме" синагоги иногда именуют храмами). Такое собрание не предусматривает наличие специального здания и может проходить в любом помещении.

Специальные здания синагог возникают в раввинистический период. В средневековой Испании сформировался архитектурный облик синагог, которые строились в мавританском стиле. На Востоке, а в Новое время и в Европе существовали великолепные синагоги. Некоторые из них сохранились на фотографиях и рисунках. Огромная экспозиция макетов наиболее известных синагог создана в Тель-Авивском музее диаспоры в Израиле.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину - миньян (буквально "число", то есть кворум, необходимый для богослужения). В соответствии с традицией, восходящей к Храму, места для женщин в ортодоксальных синагогах отделяются перегородкой или размещаются на галерее, поскольку женщина в иудаизме считается религиозно неполноценной и религиозную ответственность за нее несет ближайший родственник-мужчина (отец, муж, брат). В то же время в реформированных синагогах мужчины и женщины молятся вместе.

В центре синагогального зала располагается бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Кроме того, с бимы произносятся проповеди, а в сефардских синагогах ведет службу хаззан, осуществляющий руководство религиозным хором.

Иудаистское богослужение состоит в общей и индивидуальной молитвах, чтении Торы, а также в исполнении религиозных песнопений специальным хором общины под руководством и при личном участии особо подготовленного солиста-исполнителя (хаззана или кантора). Праздничным богослужениям соответствуют особые чин и порядок ритуальных действий.

В иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства. В библейский период согласно Торе исключительным правом совершать храмовые жертвоприношения обладали аа-рониды - потомки Аарона, брата Моисея, а прислуживать при богослужении - левиты (евреи из колена (рода) Левия). В современном иудаизме эта традиция сохранилась в обычае, когда перед началом праздничного богослужения народ в синагоге благословляют когены - потомки ааронидов.

В раввинистическую эпоху право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами - учителями и толкователями Торы.

Раввины проходили обучение в йешивах - духовных школах при талмудических коллегиях Вавилонии, а затем - Испании и Германии. Позднее йешивы (дословно "собрание учащихся") создавались при наиболее крупных синагогах.

Вместе с тем, как отмечал еврейский историк начала XX века 3. Крупицкий, "раввин" не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть посредником между Богом и людьми, но он обязан быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов" . При отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствуюшими знаниями.

В число синагогального богослужебного персонала помимо хаззана (кантора) входят: маггид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник), совершающий ритуальный забой скота и птицы, а также соблюдающий правила ритуальных пищевых запретов и ограничений; сойфер - переписчик свитков Торы и изготовитель ритуальных молитвенных текстов; шамаш - синагогальный администратор-служка. Иногда в число персонала включается могель - специалист по обряду обрезания. Староста синагоги - габай (сборщик) - избирается из числа наиболее авторитетных прихожан.