Смекни!
smekni.com

История Ислама (стр. 3 из 4)

Однако эти успехи военной политики и просвещения в период правления халифа Омана сопровождались серьезными административными недостатками и слабостями. Его обвиняли в явном пристрастии к близким родственникам из рода Омейядов, которых он назначал наместниками в покоренные города. Чтобы разрешить эти обиды и недовольство, были начаты переговоры с представителями из Египта, однако вскоре они были прерваны, и Осман был убит. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолен.

Этот раскол углубился еще больше сразу после того, как Али, двоюродный брат и зять Пророка, был избран четвертым халифом. Споры и разногласия заключались, главным образом, в правомочности правления Али. Родственники Османа - особенно Муавийя, могущественный наместник Сирии, где не признавалась законность избрания Али халифом - были убеждены, что правление Али неправомочно, поскольку поддержку его избранию оказали ответственные за неотомщенную смерть Османа. Конфликт достиг своей наивысшей точки в 657 году в Сиффине близ Евфрата и, в конечном счете, привел к окончательному разделению между Сунни (Суннитами) и Шии (Шиитами) - приверженцами Али. Это разделение окрасило в свой цвет всю последующую историю ислама.

В действительности сунниты и шииты единодушны по всем основным положениям ислама: веруют в Коран и в Пророка, следуют одним и тем же принципам веры и соблюдают одинаковые ритуалы. Тем не менее, существует одно значительное расхождение, больше политическое, чем религиозное: оно имеет отношение к выбору, кого считать халифом, или преемником Мухаммада.

Большинство мусульман поддерживают то право избрания, по которому Абу Бакр был избран первым халифом. Эта группа мусульман известна как "Агль аль-сунна ва-ль-джамаа" - "люди традиции и общины", или сунниты. Они считают халифа преемником Мухаммада в деле правления общиной. С другой стороны, шииты убеждены, что халифат, который они называют имамат или "руководство", не избирается. Правителями халифата, говорят они, должны становиться члены семьи Пророка, а потому первым правомочным халифом считают Али. По мнению суннитов халиф - хранитель шариата, религиозного права; а для шиитов имам - доверенное лицо, наследующее и толкующее духовные знания Пророка.

После битвы у Сиффина, Али, главные силы которого были сосредоточены в Ираке, а столица находилась в Куфе, начал терять поддержку многих своих более непреклонных последователей, и в 661 г. был убит своим бывшим сторонником. Его сын Хасан стал халифом в Куфе, однако вскоре подчинился Муавийе: того год назад уже объявили халифом в Иерусалиме и признавали на всех мусульманских землях. Это ознаменовало приход к власти династии Омейядов, которая правила последующие 90 лет.

Однако раскол между суннитами и шиитами продолжал углубляться, и разделение между ними стало еще большим, когда в 680 г. сын Али Хусейн попытался отобрать халифат у Омейядов и вместе со своими сторонниками был убит в Карбале в Ираке. И поныне шииты каждый год скорбят по его смерти.

Династия Омейядов

Перенесение центральной власти в Дамаск, столицу Омейядов, оказало значительное влияние на последующее развитие ислама. С одной стороны, оно знаменовало неявное завершение предыдущей эпохи. Все первые четыре халифа были сподвижниками Пророка - набожными и благочестивыми людьми, их образ жизни не был отличен от того, что вели рядом с ними простые люди, они сохранили простые привычки своих предков, несмотря на колоссальные богатства, привозимые с покоренных земель. Даже Осман, политика которого сеяла среди мусульман рознь и распри, был больше предан заботам о мире будущем, нежели этом. С переездом в Дамаск, однако, многое изменилось.

В ранние дни ислама расширение его границ основывалось лишь на простом желании донести людям Слово Божье. Хотя мусульмане, встречая сопротивление, и применяли силу, они не принуждали своих врагов принимать ислам. Наоборот, мусульмане позволяли христианам и евреям исповедовать их религии, а многочисленные обращения в ислам были результатом открытия людям веры, простой и вдохновенной.

С приходом династии Омейядов, тем не менее, светские дела и проблемы, неизбежные в управлении огромной империей, стали преобладать в заботах халифов, часто за счет религиозных дел, что не могло не тревожить преданных и набожных мусульман. Нельзя сказать, что религиозными ценностями вовсе пренебрегали - наоборот, каждое столетие их важность для мусульманской общины возрастала. Но не всегда они занимали главное место, и со времен Муавийи призвание халифа как "Защитника Веры" все в большей мере требовало уделять внимание прежде всего светским делам и заботам, которые в столь значительной мере преобладают в истории каждой страны.

Муавийя был умелым правителем, и даже его критики признавали, что он в высокой мере обладал "хильмом" - столь ценным качеством, которое можно охарактеризовать как "цивилизованная сдержанность", и которое он сам описал следующим образом:

"Я не применяю меч, когда достаточно плети, и не применяю плети, когда достаточно моего слова. Если лишь одна волосинка будет соединять меня с моими друзьями, я не позволю ей порваться. Если они натянут ее, я ослаблю, а если они ослабят ее, то я натяну".

Тем не менее, Муавийя никогда не был способен ни устранить вражду к своему правлению, ни найти общий язык с шиитами. Эти проблемы не поддавались решению, пока Муавийя был жив, однако после его смерти в 680 г. сторонники Али возобновили сложную и упорную борьбу, которая досаждала Омейядам на протяжении следующих более чем 70 лет их правления и впоследствии достигла Северной Африки и Испании.

Омейяды, однако, сумели быстро достичь высокого уровня стабильности, особенно после того, как Абд аль-Малик ибн Марван унаследовал халифат в 685 г. Подобно предшественникам из рода Омейядов Абд Аль-Малик был вынужден посвящать большую часть своего правления решению политических проблем. Но он осуществлял также и крайне важные реформы: руководил очищением и повторным открытием водоканалов для орошения долины Тигра и Евфрата, что было ключевым фактором процветания Месопотамии со времен шумеров; ввел производство и чеканку монет, которые со временем вытеснили византийские и сасанидские монеты и стали единственным денежным средством в обращении. Организация Абд аль-Маликом правительственных учреждений была также важна: она устанавливала модель для более поздних детально продуманных и усовершенствованных структур верховной власти Аббасидов и для последующих государственных образований, возникавших на месте империи Омейядов. Были созданы специальные учреждения, в обязанности которых входило ведение финансовой отчетности, и сбор налогов. Абд аль-Малик учредил систему почтовых маршрутов, чтобы ускорить связь и коммуникации с отдаленными краями империи. И что наиболее важно - он ввел арабский язык в качестве официального языка делопроизводства, заменив, таким образом, греческий и пахлави.

Во времена Абд аль-Малика Омейяды продолжили приумножать могущество ислама. На восток они распространили свое влияние до Трансоксании - области на север от реки Оксус и продолжили путь к границам Китая. На западе они покорили Северную Африку в походе, предпринятом Укбахом ибн Нафи, который основал город Кайруван, расположенный в современном Тунисе. Оттуда они направились к берегам Атлантического океана.

Завоевание этих территорий послужило причиной установления арабами связей и отношений с ранее неизвестными нациями и этническими группами, которые принимали ислам и впоследствии оказывали значительное влияние на ход истории ислама. Например, берберы Северной Африки, противодействовавшие правлению арабов, но с готовностью принявшие ислам, позднее присоединились к Мусе ибн Нусайру и его генералу Тарику ибн Зийаду, когда те пересекали Гибралтарский пролив, направляясь в Испанию. Берберы впоследствии также осуществили в Северной Африке реформы, имевшие большое значение для исламской цивилизации. На востоке правление Омейядов в Трансоксании привело к установлению отношений с турками, также принявшими ислам, и со временем ставшими его преданными защитниками. Границы правления Омейядов достигли также древней цивилизации Индии, наука и литература которой значительно обогатили исламскую культуру.

Тем временем в Европе арабы, нанеся поражение Визиготам, вошли в Испанию, и к 713 г. достигли французского города Нарбонны. В последующие десятилетия их отряды непрерывно совершали набеги на французские земли и в 732 г. достигли долины Лувра, расположенной всего лишь в 170 милях от Парижа. Там в битве при Пуатье они были окончательно отброшены назад французскими войсками под предводительством Шарля Мартеля.

Халиф из династии Омейядов Омар ибн Абд аль-Азиз достиг подлинного величия. Он значительно отличался от своих предшественников. Несмотря на то что Омар был членом семьи Омейядов, он родился и вырос в Медине. Здесь раннее знакомство и общение с набожными мусульманами сформировало в нем чувство долга и желание заниматься не только политическими вопросами, но и делами веры. Например, он изменил политику своих предшественников, отменив взимание подушной подати с новообращенных мусульман.

Это решение значительно уменьшило поступления доходов в казну государства, но поскольку уже был подобный прецедент в правлении великого Омара ибн аль-Хаттаба, второго халифа, и поскольку Омар ибн Абд аль-Азиз был тверд в своем решении привести политику государства в соответствие с порядком и практикой, установленными Пророком, то даже противникам его правления не оставалось ничего кроме, возношения восхваления этому праведному и благочестивому человеку.