Смекни!
smekni.com

Антиохийская православная церковь (стр. 1 из 3)

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Основателями Антиохийской Церкви были святые первоверховные апостолы: Петр, ее первый епископ, и Павел - бывший гонитель Церкви Христовой Савл, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение и стал великим апостолом; именно отсюда он начал свою великую миссионерскую деятельность. Именно в Антиохии последователи Иисуса Христа впервые были названы христианами. Из этой Церкви вышли замечательные ученые и ораторы, в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей, такие, как преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин. Многие патриархи и епископы делами и примером своей жизни послужили всему Православию, подобно священномученику Игнатию Богоносцу, принявшему венец славы в Риме, святителю Мелетию, председательствовавшему на II Вселенском Соборе, и другим. В недрах этой Церкви сложился знаменитый антиохийский метод богословствования, в основе которого находится истина вочеловечения Слова и та ее интерпретация, которая наилучшим образом служит задачам спасения человека.

Исторический обзор

Антиохия была основана в 300 г. до Р. Х. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов (305/304 – 281 гг. до Р.Х.). Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему, Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. Х. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I – II вв. по Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии.

Большинство местного населения города составляли сирийцы, подвергшиеся элинизации. Другой наиболее значительной этнической общиной была иудейская. Как и во всех других областях Римской империи, именно эта община и оказалась впоследствии той благодатной почвой, на которой прижилось и стало развиваться христианство.

В шестой главе книги Деяний мы находим упоминание об Антиохии, связанное с избранием семи диаконов Церкви, одним из которых был св. Стефан, принявший позже мученическую кончину в Иерусалиме. “Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу” (Деян. 11. 20 – 21). Как мы видим, проповедь Евангелия в Антиохии велась не только представителям иудейской общины; благодаря именно этому из смешения иудеев и язычников в течение десяти лет после Воскресения Христа в 40-х гг. возникла Церковь Антиохии.

Для заботы о новообращенных Апостолы направляют в Антиохию ап. Варнаву, который, увидев значительное число уверовавших во Христа, приводит сюда из Тарса ап. Павла. Согласно Священному Писанию, именно здесь последователи Христа впервые стали называться “христианами” (Деян. 11. 26). До этого они называли друг друга “учениками” и “братьями”. Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство. Практика обращения язычников в христианство привела к первым значительным разногласиям внутри Церкви. Решение этой проблемы на Иерусалимском Соборе (между 49 и 52) подтвердило правильность начатой в Антиохии проповеди среди язычников (Там же. 15. 23–29; Гал 2. 9–10).

О приезде в Антиохию ап. Петра говорит в связи со спорами об отношении к обращенным из язычников ап. Павел (Там же. 11–14). Наряду с ап. Павлом, ап. Петр также традиционно считается основателем Антиохийской Церкви, о чем свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, свт. Иоанн Златоуст, блж. Иероним, свт. Лев I Великий). Ап. Петр завершил создание в Антиохии церковной организации. Его епископство предположительно длилось 5–7 лет, после чего он по одним сведениям поставил Антиохийским епископом свт. Евода, а по другим – сщмч Игнатия Богоносца.

Вскоре начинаются повсеместные гонения на христиан. Так, в 106 году по приказу императора Траяна, был приговорен к смертной казни свт. Игнатий Богоносец. В Риме 20 декабря 107 года, в день языческого праздника, св. Игнатий Богоносец был отдан на растерзание львам. Точная дата его мученичества известна, благодаря Мученическим Актам (протоколы допроса и приговор) св. Игнатия, датированные IV-V в.

В 311 году, язычники Антиохии потребовали от императора Максимина отменить изданный ранее императором Галерием эдикт о религиозной терпимости в отношении христиан. Их просьба была удовлетворена и прокуратор Феоткен, отступивший от веры начал жестокие преследования христиан. После этого многие христиане подверглись мучениям, а остальные были изгнаны из Антиохии и многих других городов Востока (Евсевий. Церк. Ист. IX 11. 2-8).

В 324 г. имп. Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. С этого времени гонения на христиан прекращаются. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства.

Большинство Поместных Соборов в Антиохии в IV в. обсуждали проблемы, поднятые арианскими спорами. На одном из таких соборов (между 327 и 330) был низложен еп. Евстафий - один из наиболее убежденных защитников Православия в Никее. Его сторонники (по словам свт. Иоанна Златоуста, вопреки завету самого Евстафия) при выборах нового епископа отделились, составив особую общину. Избранный большинством еп. Павлин Тирский (330) через несколько месяцев был смещен, и его место занял арианин Евлалий, и Антиохийский престол надолго перешел к противникам Никейского вероопределения, положив начало длительному периоду церковных раздоров, раскалывающих Церковь.

Лишь в 380 г. после вступления на Константинопольский престол имп. Феодосия I Великого, Никейская вера стала официальным вероисповеданием Римской империи. Церкви ариан, поставленных вне закона, были переданы православным, а на Антиохийскую кафедру из ссылки вернулся епископ Мелетий, которого император Феодосий I вскоре вызвал в столицу на II Вселенский Собор (381). На нем присутствовало 65 епископов Востока, на первых заседаниях председательствовал Антиохийский еп. Мелетий. Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.

Одним из важнейших направлений развития церковной жизни Антиохийской Православной Церкви раннего периода было монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах в целом было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V в. начинают усиливаться проявления сурового аскетизма, возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или столпе. Самым известным из аскетов этого направления был прп. Симеон Столпник († 459), ставший олицетворением антиохийской святости. Десятки лет он провел на высоком столпе близ Антиохии, примиряя враждующих, обращая в христианство язычников, давая верующим наставления. С IV в. начинается строительство монастырей, как правило это были скромные 2-этажные постройки. Творения монахов АПЦ, среди которых наиболее известны труды преподобных Симеона Столпника, Иоанна Мосха, Дорофея Газского и др., стали большим вкладом в церковную традицию подвижничества.

Христологические споры V в. привели к нарушению духовного единства христиан. В конце концов, от Вселенской Церкви обособились 4 национальных: Персидская, Армянская, Коптская и Сирийская, причем последняя возникла на территории Антиохийского Патриархата в результате распространения монофизитской доктрины. В дополнение к расколам, Антиохии не раз наносили ущерб природные катастрофы, особенно землетрясения в VI в. В 540 г. персидская армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан (Procop. Bell. Pers. II 8. 20–35; 9. 14–18). Император Юстиниан I отстроил город, зазвав его по-новому - Феополь (Божий Град), но от былого величия Антиохии уже практически ничего не осталось. Эпидемии, войны и землетрясения привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства.

В 610 г. персы вновь захватили Антиохию, в 613 г. – Дамаск, а в 614 г. Иерусалим, откуда в Иран были вывезены христианские реликвии - Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом имп. Ираклий смог собрать мощную армию и отвоевать у персов восточные провинции и вернуть в 628 г. священные реликвии. Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон и мир оказался весьма зыбким.

В 30-х гг. VII века все восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией – исламом – на борьбу за мировой владычество. Подорванные экономические и военные ресурсы, отсутствие духовного единства (сирийские монофизиты, например, встречали арабов как освободителей от византийского императора, пытавшегося силой навязать им Халкидонскую веру) – все это сделало данную местность легкой добычей мусульман. В августе 638 года пала Антиохия, в 639 – Эдесса, а к началу VIII в. к халифату был присоединен единственный оставшийся островок христианства в этом регионе – Горный Ливан. Все это положило начало длительному периоду преследования православных Ближнего Востока (мельктов), которых арабы считали союзниками главного своего врага – Византии. Положение православных весьма осложнилось господством в Византии в 30 – 70 –х гг. VII монофелитства. По этим и некоторым другим причинам в течение VII – го и первой половины VIII-го столетий деятельность Антиохийской Православной Патриархии практически полностью прекратилась. Православные представители Антиохийской кафедры жили в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Лишь спустя 40 лет халиф Хишам разрешил в самой Антиохии избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана. Естественно, мусульмане, в первую очередь, были озабочены лояльностью мелькитских Патриархов, вмешивались в избрание Патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников. В свою очередь, сотрудничество Антиохийских Патриархов с мусульманскими властями, порой, превышало всякие приделы. Так, например, Патриарх Иов, сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838) и уговаривал сдаваться византийские крепости.