Смекни!
smekni.com

История развития формы креста (стр. 6 из 7)

Крест схимнический, или "Голгофа"

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.
Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: "IС" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы.
Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.
Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания.
В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.
"Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Крест "гамматический", на Западе "crux gammata"

"Боже воинств небесных и земных, - восклицает святитель Филарет Московский, - Твоею помощью победивший врагов Пророк не без Твоего мановения поставил памятник победы и нарек его "камнем помощи" (1 Цар. 7:12). Вот памятник, без сомнения, благословенный и священный, потому что им благословляется и святится имя Господа Помощника. "Благослови, - просит святитель Господа, - памятник не только мужества и побед Христолюбивых Русских воинов, но и Твоей помощи, которою они победоносны и непобедимы" (Слова и речи, М., 1877 г., т. 3, стр. 130; Слова и речи, М., 1885 г., т. 5, стр. 14).
Но разве славят Христа-Искупителя памятники, попирающие ногами Его святой Крест? Разве достойны благословения Божиего ваятели, заставившие Русских воителей - Алешу Освободителя, Маршала Жукова и других - топтать Крест Его? Согласно 73-му правилу Пято-Шестого Вселенского Собора, все, кто изображает крест там, где он может быть попираем ногами, предаются проклятию и отлучаются от Церкви:
"Поелику животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения. Посему и мыслию, и словом, и чувством поклонения ему принося, повелеваем: изображение креста, начертываемое некоторыми на земле, совсем изглаждати, дабы знамение победы нашей не было оскорбляемо попиранием ходящих. И так отныне начертывающих на земле изображение креста повелеваем отлучати".
Всем, и особенно христианам, полезно для души знать и никогда не забывать, что Вселенская Церковь Христова употребляет гамматическую форму креста уже две тысячи лет и что "крест всякой формы", - как учит святой Феодор Студит, - есть истинный Крест"!
От известных церковных и светских специалистов по истории и археологии можно узнать, что среди разных форм креста "также была в употреблении форма креста гамматического, состоящего из (греческой буквы) гаммы", - как сообщает архимандрит Гавриил в книге "Руководство по литургике, или наука о Православном Богослужении, для Духовных Семинарий", издания 1886 года в Твери. А из книги "Христианская Символика" графа А.С. Уварова можно узнать, что гамматический крест изображен на потире (сосуде для причащения) уже в IV веке. В альбоме же "Византийская миниатюра" можно прочитать о том, что в IX веке по заказу императрицы Феодоры в императорском скриптории было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов, с элементами античного орнамента меандрда (М., 1977, стр. 13, таб. 4).

В альбоме В.Н. Лазарева можно увидеть орнамент из гамматических крестов, которыми украшены: и своды монастыря Хосиос Лукас в XI веке, и апсида собора Святой Софии Киевской в ХI-м веке, и стены храма святого Георгия в Курбиново в XII веке,

и западная стена Стамбульского Кахрие джами начала XIV века (Таблицы, М., 1986, рис. 156, 170,350, 469),

а также архиерейские облачения Византийского периода и многие фрески на Балканах.
В книге "Матенадаран" изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов, где рядом поясняется, что: "иллюстрации Эчмиадзинского Евангелия отражают преобразовательную связь двух Заветов, утверждая важнейшие догматы христианства".
Ветхозаветный жертвенник, являясь преобразованием новозаветного жертвенника - Креста Христова, имел с четырех концов установленные роги, которые помазывались жертвенной агнчей кровью, являвшейся прообразом крови Христа, грядущего пролить ее на Кресте. Не только глубокую связь двух Заветов, но и их существенную разницу отмечал Апостол: "всякий (ветхозаветный) священник ежегодно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же (Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, - писал Павел, - ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 10:11-14).
Один Византийский император, желая точнее выразить свою антихристианскую политику, говорил прямо: я веду борьбу против Креста! И ныне слуги антихристовы - крестоненавистники и крестоборцы опять замахиваются на святой Крест.

Крест карточный "трилистник", копие, губка и гвоздь

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - "молчанием предается Бог"!
Так называемые "игральные карты", имеющиеся, к несчастью, во многих домах, есть орудие бесо-общения, посредством которого человек непременно входит в контакт с демонами - врагами Бога. Все четыре картежные "масти" подразумевают не что иное, как крест Христов вместе с другими равнопочитаемыми у христиан священными предметами: копьем, губкой и гвоздями, то есть все то, что было орудиями страданий и смерти Божественного Искупителя.
И по невежеству многие люди, перекидываясь "в дурака", позволяют себе хулить Господа, беря, к примеру, карту с изображением креста "трилистника", то есть креста Христова, коему поклоняется полмира, и, швыряя ее небрежно со словами (прости, Господи!) "трефа", что в переводе с идиш означает "скверный" или "нечисть"! Да мало того, эти смельчаки, заигравшиеся в самоубийство, по существу, верят в то, что крест этот "бьется" какой-нибудь паршивой "козырной шестеркой", вовсе не ведая, что "козырь" и "кошер" пишется, например по-латыни, одинаково.
Давно пора было бы прояснить подлинные правила всех картежных игр, при которых "в дураках" остаются все играющие: они состоят в том, что ритуальные жертвоприношения, по-еврейски называемые талмудистами "кошерными" (то есть "чистыми"), якобы имеют силу над Животворящим Крестом!
Если знать о том, что игральные карты невозможно использовать в других целях, кроме сквернения христианских святынь на радость бесам, то станет предельно понятна роль карт и в "гаданиях" - этих гадких исканиях бесовских откровений. Надо ли в связи с этим доказывать, что всякий прикасавшийся к колоде карт и не принесший искреннего покаяния на исповеди в грехах богохульства и кощунства имеет гарантированную прописку в аду?