Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 4 из 4)

Реформация, вызвавшая раскол западного христианства, заверши­лась отказом от признания верховенства римского папы и от ис­пользования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений-церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни.

Северная, или протестантская, традиция западного христианст­ва — это традиция национальная, местная, локальная. Исходя из императива более глубокого и осознанного восприятия веры всеми верующими, реформаторы отказались от мертвой и непонятной широ­ким массам латыни и начали процесс переосмысления христианства в категориях национальных культур и национальных языков.

Кальвин наиболее последовательно выражал буржуазную на­правленность Реформации, интересы и настроения боровшейся за власть буржуазии. В центре его учения — доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избранных и осужденных.

В период Реформации в протестантской традиции уже просле­живаются два основных течения, которые получат дальнейшее раз­витие в последующие столетия. Первое, собственно протестантское направление стремилось создать реформированный вариант латинской церкви. Сторонники этого направления отвергали руководство пап­ского престола, формировали национальные церкви, создавая новое выражение христианской веры в категориях национального языка и культуры, освободились от всего, что с их точки зрения диссонировало со смыслом Священного Писания.

Радикальных протестантов, особенно в период Реформации, пре­следовали почти во всех европейских странах. Более гостеприимными для них стали Нидерланды; в Англии XVII в. непродолжительное время они сами имели доминирующие позиции, но настоящей родиной радикального протестантизма стала Америка.

Однако уже начиная с XVIII в. консервативное и радикальное течения начали сближаться и смешиваться друг с другом, создавая новые протестантские церкви, общины и секты. К ним можно отнести мормонов и пятидесятников. В XVIII в. в рамках протестантской традиции родились такие религиозно-нравственные течения, как пие­тизм и ривайвелизм (пробуждение). Эти движения, особенно среди церквей, именующих себя евангелическими, придавали особое значе­ние различиям между формальными и настоящими христианами, налагающими на себя в силу личной веры определенные обя­зательства.

Протестантская, или северная, традиция способствовала значи­тельному обмирщению западного христианства. Библия как един­ственный источник вероучения и личная вера как инструмент спасения качественно уменьшили роль духовенства и место таинств в религиоз­ной жизни.

Косвенно обмирщение религиозной жизни в протестантизме спо­собствовало секуляризации (с лат. — освобождение от церков­ного влияния), после того как мотивы и стимулы для освящения повседневной жизни верующих утратили свое значение. Однако если в странах с доминирующим протестантским влиянием темпы секуля­ризации общества выше, то в странах с доминирующей латинской традицией намного сильнее атеистические и антиклерикальные движения.

Принципы, лежащие в основе протестантской традиции, способ­ствовали активной разработке протестантскими теологами вопросов, связанных с такими понятиями, как «откровение», «вера», «психология веры». В век Просвещения протестантская теология оказала влияние на появление и развитие рационализма. Позднее протестантская мысль воздействовала на философию либерализма, в XX в. протестантские теологи оказали влияние на развитие экзистенциализма и диалектиче­ской теологии. Из крупных протестантских теологов ОО в. можно назвать К.Барта, Р.Бультмана, Д.Бонхёффера и П.Тиллиха.

Многие протестантские церкви принимают активное участие в движении за объединение всех христианских конфессий. Это движение носит название экуменического (греч. «экумена» — мир, Вселенная) и имеет своей целью восстановление утраченного в период средневековья христианского единства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. под ред. Я.Н.Щапова М.: Просвещение,1994

2. Энциклопедия для детей. Т.6.-М.: Аванта+,1998

3. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси.-М.:Знание, 1992.-64с.

4. Христианство: Энцикл. Слов.:В 2-х т.-М.,1993-