Смекни!
smekni.com

Миссия Церкви в образовании и ее методика в исторической перспективе (стр. 1 из 3)

Миссия Церкви в образовании и ее методика в исторической перспективе

О проблеме методов православного воспитания

Максимова Г. П.

Что же мы сделали, Боже, не так? Что мы забыли себе на беду?

иеромонах Василий (Росляков)

“К сожалению, наша педагогическая мысль до сих пор уделяла слишком мало внимания тем главным движущим силам и основам, на которых веками строился воспитательный идеал православия, и методам, которыми он осуществлялся” – пишет в своей книге “Основы православного воспитания” современный сербский богослов митрополит Амфилихий (Радович).

Вопрос метода был и остается для Церкви не просто техническим или научным вопросом, но тем вопросом, который определяет суть миссии Церкви в мире. Почему так? Чтобы понять это необходимо прежде выяснить какой смысл в православии предается слову “метод”. Слово “методос” по своему этимологическому значению указывает на метод как на путь, путь, который ведет к истине. Но что есть истина? Традиционное Евангельское понимание истины заключается в словах Самого Господа: “Я есмь путь и истина и жизнь” (Ин.14,6) Этими словами Господь свидетельствует о Себе не только как об Истине и Жизни, но и как о единственном Пути, который ведет к истине и полноте жизни. Значит Истина – это не абстрактная идея, но живая “всепронизывающая Личность”. Она может открыться или остаться сокрытой. “Истина достигается с ее же помощью, в союзе с ней, в непосредственном общении с ней” . Поэтому невозможно подчинить Истину своим человеческим методам, а можно только радостно сотрудничать с ней.

Христос как Истина есть мера всякой истины. В Нем нам открывается не только то, как Бог стал человеком, но и то, как человек становится истинным человеком, т.е. богочеловеком.

Христос как Путь есть мера всякого пути, которым нам надлежит идти в жизнь вечную. “Он являет нам Свой образ жизни среди нас и для нас, Свое богочеловеческое дело, Свою богочеловеческую практику, а также и то, как они осуществлялись и, осуществившись, навсегда остались для нас как мера нашей жизни, как наш путь”. Христос как Путь есть внутренняя мера и истинный критерий для всей человеческой жизни, для любой человеческой деятельности, а значит и для всякой методики этой деятельности.

Христос как Жизнь есть мера всякой человеческой жизни. Пока Он живет среди нас и в нас, и мы будем жить, и эта Его жизнь в нас становится светом для человека. Он дарует нам заповедь “жизни вечной”, которая осуществляется в Его Церкви, которая есть Его богочеловеческое тело.

Из сказанного становится очевидно, что для православного сознания “все, что отделилось от Христа, что не наполнено им, что не стремится к нему, - перестает быть истинным и как таковое бессильно формировать истинный человеческий образ и стать основанием истинной жизни” . Поэтому можно сказать, что вся методика православного образования строится на одном единственном, всеобъемлющем принципе: жить и мыслить во Христе.

Каким образом возможно человеку осуществить этот принцип в своей жизни? Здесь нам необходимо выяснить второй, исключительно важный аспект для понимания сути метода Церкви и развития ее методики. “Лишь человек, озаренный Духом Святым способен не только обрести Истину, но и найти истинный путь к ней” . Именно Дух Святой приводит ко всякой истине, т.е. открывает тайну истинного пути, ведущего в жизнь вечную, а человек может стать радостным сотрудником и свободно принимать Его. На этом таинственном сотрудничестве (синергии) человеческой свободы и благодатного действия Святого Духа веками строилась и развивалась церковная методика. И те, кто принимал Христа как “путь новый и живой”, кто исполнялся силой Духа Святого становились способными вести и других путем спасения в жизнь вечную. Это были и есть святые люди Божии, для которых этот Путь стал внутренней движущей силой их личности. Так через них и в них “богочеловеческий и духоносный метод и методика Церкви открывается нам как святительский метод” . Это значит, что методика Церкви – это методика, данная нам святыми. А метод святых – метод подражания Христу и Его апостолам. “Истинные носители церковного духа во все времена соблюдали важное методическое правило: они никогда не советовали другим того, чего не исполнили сами” . Руководствуясь в своей жизни этим правилом, святые угодники Божии утверждали, что миссия Церкви заключается не в рассказах об Истине, но в самом житие во Христе как вечной Истине.

Следование за Христом вместе со всеми святыми указывает на то, что метод Церкви по своей природе – соборный метод. Этот многовековой опыт святых составляет основу и является залогом истинности того метода, которым Церковь ведет своих чад в жизнь вечную. Поэтому жития святых были и остаются источником истинных методов духовного роста человека. Но эти методы человек может обрести только тогда, когда он живет и дышит соборным Преданием и жизнью Церкви. В этом непрестанном учении и совершенствовании через общение со всеми святыми состоит главная миссия Церкви.

Где и как реально осуществляется такое общение? Богослужение всегда было, остается и сейчас этой благодатной, вечно живой и новой школой, в которой образовывается и формируется человек как целостная личность. Поэтому православная методика по своей сути есть литургическая методика. Литургия – это общественное богослужение, в центре которого живое присутствие живого Христа. “И таким образом богослужение открывается как “путь новый и живой” к Истине, как образ и средство близкого общения с ней” .

Сущность богослужения – молитва. Молитвой Церковь не только формирует, перерождает и просвещает человека, но и “создает новую молитвенную культуру”. История со всей очевидностью свидетельствует, что “всякая немолитвенная культура всегда, рано или поздно, оказывалась культурой бездуховной и бездыханной, поверхностной, односторонней и - ложной” . Почему так? Потому что только молитвенный подвиг в состоянии раскрыть самые сокровенные глубины человеческого существа и “собрать все человеческие силы в одно-единственное движение, направленное к Вечному, открыть неизреченные глубины Вечного и дать возможность Вечному пробудить, возвысить и преобразовать человека…” .

Именно молитвенность как внутреннее свойство церковной методики отличает церковную миссию в мире от всякой другой миссии. Молитва есть призывание Духа Святого Животворящего. Мы просим прийти к нам, вселиться в нас, освятить и просвятить нас и все наши дела. А это означает, что “церковная методика и миссия Церкви осуществляют свои цели духовно-благодатным методом” . Это богочеловеческий метод. И на этом методе основана не только историческая миссия Церкви, но и сама Церковь как всеобъемлющий богочеловеческий организм.

Литургически-молитвенной методики Церкви присущ и мистагогический (ведущий в тайну) метод. Этот метод в своей основе имеет библейский корень. Бог постепенно открывает Свою вечную тайну и вводит в нее человека. “Господь открывает тайну по мере человеческой способности принять ее: начиная с Закона и Пророков, продолжив явлением и воплощением Сына Божия, посланием Духа Святого, ведущего ко всякой истине; Он открывает ее все более совершенным образом, приуготовляет человека к встречи с Богом “лицом к лицу” в вечности” . Само построение Литургии является свидетельством такого мистагогического характера церковной методики. На протяжении всей истории Церкви этот, в тайну ведущий метод, применялся как в проповеди Евангелие, так и в воплощении Евангельских заповедей в жизни каждого человека, начиная с “молочной” пищи и постепенно подходя к “твердой”.

“В литургической жизни используются еще иконический метод, который можно назвать и символико-типологическим” . Богослужение, как и Библия не дает рационально определенных, жестко сформулированных истин. Язык Откровения и Литургии, а следовательно и язык Церкви, есть язык иконы, символа, образа. Такой язык всегда несет в себе нечто образное и священное. “В нем все ясно и просто, непосредственно, здравомысленно и вместе с тем возвышенно, он ненавязчиво ведет нас от тени – к образу (иконе), от образа – к действительности и от встречи с ней – к глубинной действительности, к Живому и чудному Христову Лику” .

Литургический символ исповедует присутствие тайны, свидетельствует о ней, раскрывает нам ее реальную силу и могущество и вводит нас в ее необъятную безграничность и недоступность. “В отличие от такого языка Церкви язык современной европейской культуры есть язык либо рационалистического мелкодумия, поверхностной и ограниченной, либо – иррациональной неопределенности и абстрактной туманности, единственная положительная сторона которой – скрытая в ней жажда высшего. Но жажда эта чаще всего утоляется ледяным мраком магического мистицизма, который, вместо света и просветления, ведет в безысходную тьму” . Поэтому в Церковной методике заложено сознательное стремление избегать рассудочного определения и объяснения того, что по природе необъяснимо, но с помощью символов и образов сделать чудо невиданной тайны Божией доступным восприятию очами сердца.

Одной из таких великих тайн Божиих явилось воплощение Бога Слова. Христос принял человеческое тело, принял и грехи мира, искупив их Своею Кровью. Церковь не судит, верь и Сам Господь не для суда пришел в мир, но чтобы спасти мир. Господь создал Свою Церковь для того, чтобы мир приобрел потерянное здоровье, полноту и совершенство жизни. Это значит, что метод Церкви, которым осуществляется ее миссия, - сотериологический, т.е. спасоносный метод”. “Наполненная воскресительной и воскресающей силой Христовой, Церковь радуется с радующимися и плачет с плачущими, применяя методику креста и метод сострадательной жертвенной любви” . Этой методикой жертвенной любви Церковь осуществляет свою миссию в мире во все времена. В эту методику входят также пост души и плоти воздержание. Однако “пост и воздержание не носят законнического характера, как их понимали Ветхий Завет и западная позднехристианская духовность. Пост и воздержание – внутренняя преображающая сила и мощное средство воспитание воли, ума, чувств… В посте и воздержании человек прозревает тайну и становится радостным проповедником Воскресшего Господа” .