Смекни!
smekni.com

Язык семьи – орудие нравственного совершенствования и духовного спасения (стр. 2 из 2)

"Филологическое" объяснение феномена семьи будет состоять в том, что семейный диалог есть самый трудный вид словесного общения, поскольку это самый регулярный и многократный тип человеческих контактов. Именно постоянное соприкосновение людей в семье высекает либо искры конфликтов, либо искры и огонь любви и света. Другие типы общения менее сложны как раз вследствие возможности уберечься от "языка" и общения: от работы и неудобных сослуживцев можно уйти на другую работу к другим сослуживцам, от дальних родственников и друзей можно отдохнуть, конфликтное соприкосновение со случайным человеком может быть достаточно быстро забыто. Иное дело семья, требующая постоянной любовной заботы и сердечного внимания, выраженного в слове.

Конечно, ни один научный доклад не даёт окончательного ответа на вопрос: как нужно словом решить ту или иную житейскую ситуацию или проблему. Тем более что семья это не только таинство, но и тайна, закрытое от посторонних глаз и ушей общение. И всё-таки человечество и его лучшие умы поют гимны, слагают стихи, пишут романы, научные исследования, пытаясь отразить и разгадать "сию великую тайну".

Научное исследование могло бы пойти, в частности, и по такому пути: исследование общих правил семейной речи, основанных на добродетелях как качествах характера или доброделании как добрых поступках; затем исследование межличностных отношений (как совокупных: супружеских и родительских; так и статусных: речевых отношений мужа к жене, жены к мужу, отца к сыну, матери к сыну, сына к отцу, сына к матери, отца к дочери или дочерям и т.д.).

Говорить о реальном общении в наших семьях абстрактно невозможно, а проникнуть в святая святых для каждого человека не позволяют как этика, так и элементарный речевой этикет. Семья – закрытое для посторонних глаз речевое образование, и только современная массовая информация искушает недалеких пользователей приходом на телестудию или через газету обсуждать публично личные проблемы. В этом также одна из современных проблем информационного общества. Общество начало жить в условиях информационного бума и не знает, как благодатно использовать новые возможности.

Православие сильно тем, что предлагает совершенно определенный тип семьи, предназначенный для нашего спасения. Какова семья, таково и "словесное" общение в ней. Вот как об этом говорил архиепископ Сергий Пражский в беседе "Подвиг общения":

"Семья, семейная среда, Богом нам данная, наиболее удобна для устроения нашего спасения. В атмосфере семьи мы можем всего лучше и удобнее бороться со своими грехами и недостатками. Ибо в семье мы не стесняемся быть и выказываться такими, какими мы действительно являемся. В семейной жизни человеку приходится каждодневно обнаруживать своё настоящее состояние, быть искренним с самим собою". [6] "Выказываемся" мы, как правило, тем, что высказываемся, а наши грехи и недостатки в своем большинстве представляют речевые поступки или действия.

В заключение приведу слова Иоанна Кронштадтского, в которых сказано о любви и слове: "Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать – и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе. С любовью водворится в доме вашем мир и спокойствие, ибо любовь долготерпит и всё покрывает и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом". [7]

Поэтому нигде как в семье не проявляется так идея спасения: "от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мф. 12, 37). Устремимся же к добрословию, избавившись от злоязычия: "Се еси добра, ближняя моя, очи твои голубине!.."

Список литературы

1. Закон Божий. Руководство для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил Серафим Слободской. М., 2000. С. 556.

2. Православный катехизис. Катехизис. М., 1991. С. 300-301.

3. Пастыри и подвижники о супружестве // // В подарок новобрачным. – М., Даниловский благовестник. 2007. С. 68-69.

4. Там же, с. 66

5. Там же, с. 65.

6. Сергий, архиепископ Пражский. Духовная жизнь в миру. М., 1998. С. 18-19.

7. Пастыри и подвижники о супружестве // В подарок новобрачным. – М., Даниловский благовестник. 2007. С. 74.