Смекни!
smekni.com

Жизнь и литургическое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского (стр. 7 из 9)

Резюмируя все высказанное отцом Иоанном о Евхаристии, можно сказать, что у праведного пастыря понятие о ней неразрывно с понятием о Церкви. Благодаря именно Евхаристии, которая соединяет верующих в одно Тело Христово, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви. "Мир не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения, словом, - совокупности всех истинных, нетленных благ"[82].

Учение отца Иоанна показывает, какое великое значение имеет Евхаристия - в деле усвоения плодов искупления Господа нашего Иисуса Христа. В Евхаристии происходит реальное единение человечества с Богом, через Христа Евхаристия образует и поддерживает Церковь.

"Отец Иоанн, - пишет архиепископ Вениамин, - ярко оттеняет и подчеркивает, что в таинстве Евхаристии благодатное, свойственное ему действие не обусловлено, само по себе, верой принимающих, потому что хлеб и вино, по освящении пребывают Телом и Кровью Христовыми независимо от веры принимающих, но субъективное действие внешней и объективно существующей благодати таинства вполне обусловлено верой, настроением принимающего; благодать пропадает, остается незамеченной и не существует для приступающего к ней без веры, как звук или произнесенное другим слово не существует для глухого или закрывшего свои уши"[83].

Такое учение отца Иоанна о таинстве таинств - Святой Евхаристии. Собственно, это было не только учением: так не только думал великий праведник - он так чувствовал, он жил этим учением. Вот о чем пишет свидетель служения отцом Иоанном Божественной литургии: "Глубокие чувства переживает отец Иоанн в минуты, после произнесенных слов литургийного возгласа: "Преложив Духом Твоим Святым". Его великое благоговение к Святым Тайнам обнаруживается и в том, что много раз неспешно, без крестного даже знамения, преклонял главу свою пред ними. Слезы обильно лились из его глаз... О чем плакал этот дивный пастырь?

Не бывает слез без глубокого душевного волнения. Нет слез без чувства любви и живой мысли. Если бы кому-нибудь удалось, так сказать, анализировать слезу отца Иоанна, то какое бы богатейшее содержание можно было найти в ней! Настроение отца Иоанна так высоко в эти минуты, что невольно ведается другим и озаряет в значительной мере настроение всех здесь присутствующих в это время. Мне рассказывали, что некоторые не раз видели над престолом в моменты пресуществления Святых Даров Ангелов. Небожители - как бы сослужили земножителю при совершении им таинства... Его лицо как бы светилось, как бы издавало какое сияние. Невольно вспоминался при этом нимб, изображаемый на иконах около головы святых угодников... Лица, близко стоящие к нему, говорили, что такая разительная перемена бывает с ним каждый раз, когда он приступает к Святым Тайнам, ибо в Святых Тайнах он почерпал силы для несения того труда, который превышает всякие человеческие силы"[84].

Взгляды отца Иоанна Кронштадтского на таинства (по его духовно-литературному наследию)

"Когда идет дело о Таинствах Божиих, - говорит отец Иоанн, - не спрашивай внутренно: как это бывает? Ты не знаешь как Бог сотворил весь мир из ничего; не можешь да и не должен знать здесь, как что-либо Бог делает тайно! Тайна Божия тайной и должна для тебя оставаться, потому что ты не Бог и не можешь знать всего, что бесконечно Премудрому, Всемогущему Богу известно. Ты - дело рук Его, ничтожная тварь Его"[85].

"Благоговей всеми силами души перед всеми таинствами и говори в себе о каждом таинстве перед совершением или причащении его: "Это - Тайна Божия, я только недостойный приставник ее или участник"[86]. Отец Иоанн поддерживает необходимость принятия таинств. "Милосердный Господь, - говорит он, - по нашей телесности… привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению. Например, в таинстве Причащения Он Сам весь вселяется в Тело и Кровь; в Покаянии действует через видимое лицо - священника; в Крещении через воду; в Миропомазании - через миро; в Священстве - через архиерея; в Браке - через священника, и венцы венчает Сам; в Елеосвящении - через елей. Эти видимые знаки являются ничем иным, как проводниками невидимой Божией благодати"[87]. Отец Иоанн на протяжение своей жизни множество раз повторял слова Господа: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф.16, 18). И каждый раз значение этих слов он относил к таинствам, "которые установлены на все века и прошли уже многие столетия и тысячелетия неизменно"[88]. "В таинствах, - говорит святой праведник, - все совершается ради благодати священства, которой облечен, ради Самого Первосвященника Христа, Которого образ носит на себе священник. Поэтому, хотя он и недостойно носит на себе сан, хотя и есть в нем слабости, хотя он мнителен, маловерен или недоверчив, те не менее Тайна Божия совершается вскоре в мгновение ока"[89].

Прежде чем перейти к изложению учения о таинствах, хотелось бы подчеркнуть весьма важную для данной работы мысль. Выше мы изложили жизнь отца Иоанна, охарактеризовали его личность и видим, что отец Иоанн был таким богословом, который не столько говорил и толковал о божественном мире, сколько делал и учил. У него не было дистанции между словом и делом. Все, о чем писал святой пастырь, есть не что иное, как его личный духовный опыт. "Редко кто читает... замечательный дневник "Моя жизнь во Христе", как богословскую книгу. Конечно, в ней нет богословской системы, но есть богословский опыт и свидетельства о нем. Это дневник созерцателя, а не моралиста. И молитва не лирика, не только устремление души, но именно ее встреча с Богом, веяние Духа, духовная реальность", - писал богослов протоиерей Георгий Флоровский[90]. А по свидетельству архиепископа Вениамина (Федченкова), в этой чудесной книге "не надуманные советы проповедника, не холодные размышления богослова, а пережитые восторги тайны познания откровений пречудесных[91].

Духовная жизнь христианина начинается в таинстве Крещения, ибо Крещение - это рождение от воды и Духа (Ин.3,5) - это дверь в Церковь Христову и залог будущего райского блаженства. Отец Иоанн учит: значение таинства Крещения объясняется тем, что одни человеческие усилия и средства оказались недостаточны для уврачевания души, зараженной грехом. И потому премудрость и милосердие Небесного Врача изобрели совершенное врачество - воду святого Крещения. "Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости премудрости и всемогущества Божия, - говорит отец Иоанн, - так и тайна возрождения нашего в Крещении есть таинство, перед которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только бесконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшего грехом до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческого и присвоению Богу совершенно отчужденного и погибающего человека. Никакой ум, не только человеческий, но и ангельский, не мог найти к тому средства"[92]. Отец Иоанн говорит, что именно через Крещение человек становится чадом Божиим. "В Крещении, - пишет он, - мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую, духовную, благодатную жизнь, освящаемся и делаемся чадами Божиими, народом святым, царственным священством, наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми"[93]. Святой праведник подчеркивает, что в таинстве Крещения человек принимает образ Христов. "Крестившиеся во имя Христа и Святой Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание; словом, в Христово Совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф.4, 24)"[94]. "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3, 27).

Прочитав слова святого апостола Павла святого, отец Иоанн восторженно записал в дневнике: "Какое богатство, какая сила в этих словах, какое утешение!"[95].

Говоря о таинстве Крещения, отец Иоанн никогда не оставлял таинство Миропомазания ибо, как учит сей праведник, каждый христианин возродившись для новой духовной жизни в Крещении, нуждается в особой благодатной помощи, необходимой для укрепления и возрастания во Христе. "Вторичное рождение таинственное, которое мы получили Божией милостью в Крещении, мы и должны хранить в себе со всем усердием и не оскверняться всякими страстями, быть мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим.6,11), всеми силами противясь нападению или прилогам всяких страстей, храня в себе образ Божий и достигая подобия Божия, получив в Миропомазании Духа Святого для вспомоществования и укрепления наших сил"[96]. Христианин должен заботиться о своем духовном воспитании, для которого он и возродился в святой купели Духом Святым и восприял пакибытие духовное и запечатлен миром или печатью Духа Святого"[97].

При всем благоговейнейшем отношении ко всем таинствам Церкви, пожалуй, к таинству Священства отец Иоанн относится особо, и это он доказал своей жизнью, понимая, что для того, чтобы быть иереем по чину Мелхиседекову, необходимо воспринять благодать священства.

Однако отец Иоанн осознавал, что, при всей данной ему власти, священник остается лишь посредником между Богом и человеком, и таинства совершаются через него Господом. "Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф.28, 18). Этой властью Господь поставляет пастырей Церкви - священноначальников и подчиненных им пастырей: священников и диаконов; совершает все таинства: "... Крещение или обновление водой и Духом, Миропомазание или преподание Духа Святого; претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою Духом Святым; отпущает грехи Духом Святым, благословляет союзы мужей и жен; врачует болезни в таинстве Елеосвящения; этой всесильной властью сохранил Он Церковь Свою в первые века ее существования, века страшных гонений и мучений Его последователей, укрепив и сделав непобедимыми святых своих всеми муками и чудно прославив их, - и хранит доселе и будет хранить до скончания века; этой всесильной властью Он ныне защищает и избавляет каждого из нас от грехов и врагов видимых и невидимых"[98].