Смекни!
smekni.com

Перспективы диалога ислама и православия в Казахстане (стр. 2 из 2)

Отметим, что для нас представляют интерес не экуменические тенденции. Мы ведем речь о диалоге, нацеленном не на иллюзорное преодоление тех или иных конфессиональных отличий, а о стремлении снять межцивилизационные противоречия на базе сближения аксиологического фундамента различных религий. Поэтому в данной публикации речь пойдет о перспективах диалога между православием и исламом, поскольку от поддержания добрососедских и партнерских отношений между ними во многом зависит стабильность и мир в Казахстане и других странах постсоветского пространства. Есть ли своего рода теологический фундамент для православно-исламского диалога? Каковы должны быть его принципы, содержание и границы?

Изначально кажется очевидной невозможность своего рода гиперэкуменизма во взаимоотношениях православия и ислама, и это, в том числе и по мнению духовенства, в значительной мере снимает ту напряженность, которая существует в контактах, например, иерархов Русской православной церкви с их коллегами из Римско-католической церкви. В то же время это позволяет находить сходные моменты в теологических доктринах, не снимая различий, однако и не доводя противоречия до конфликта.

Ливанский профессор С. Фарах предлагает следующие содержательные рамки диалога между исламом и православием. Представитель мусульманского мира пишет о том, что диалог должен охватывать все уровни, сферы, человеческие практики и опыты двух миров, наиболее значительными из которых, по его мнению, являются:

"а) Диалог понятий о духовных и морально-нравственных ценностях. Целью такого диалога является настойчивое стремление к пониманию религиозной, идейной, культурной и исторической речи другого. И при этом он, в свою очередь, способствует постоянному обновлению языка знания и углубляет взаимопонимание и взаимоуважение сторон.

б) Диалог реалий жизни на этом Свете через создание широкой сети экономических, общественных и культурных отношений, связей в научных сферах жизни, где имеет место сотрудничество и дополнение усилий сторон по обоюдному обеспечению их взаимных интересов.

в) Диалог в разрезе спора и диспута, демократическое обсуждение с целью активизации конструктивного, рационально-критического духа в отношении собственного "я" и другой стороны.

г) Диалог опытов, то есть препарирование позитивных и негативных опытов с позиции социологических подходов в целях конструктивно-созидательного развития и непрерывного раскрытия потенциалов для ощущения и познания реальности и бытия. При этом жизненная необходимость предполагает гарантированное признание исторических корней конфликтов и ошибок" [5].

Важнейшим условием такого диалога должны быть желание понять собеседника и увидеть сближающее начало в его намерениях. Открытый диалог позволяет выявить подлинную точку зрения и мотивы другой стороны и на этой базе начать творческий контакт с тем, что несет тебе партнер. Все это невозможно без глубокого уважения к другой стороне, деликатного отношения к особенностям, своеобразию другой точки зрения, тому духовному наследию, которое несет каждая истинная вера.

Фундаментом диалога может быть общее в истории ислама и православия, в истории исповедующих эти религии народов, ведь в Казахстане и других странах СНГ последователей двух вер связывают общие исторические судьбы. Позитивной предпосылкой для диалога между ними является отсутствие тяжкого исторического наследия, которое омрачало бы взаимоотношения постоянным напоминанием об обидах прошлого.

Близость вероучения православия и ислама подтверждается параллелями в священных текстах двух религий, в том числе по вопросу диалога по вопросам вероучения. Так, в Первом Соборном послании святого Апостола Петра христианам сказано: "Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" [6]. А в Коране в суре 16-й "Ан-Нахль" ("Пчелы") приводится такое изречение: "Призывай, на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор средствами наилучшими" [7].

В свою очередь, святой Апостол Павел в послании к Колоссянам останавливается на жизненно важном вопросе о духе диалога и говорит: "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" [8]. А в Коране в суре 3-й "Аль-Имран" ("Семейство Имрана") говорится "О люди Писания, обратитесь вы к слову равенства, между Нами и Вами" [9].

Подобную перекличку можно продолжать и далее, но главное, что сам дух священных книг зовет к открытости и нравственному совершенствованию. Две религии сближает общее понимание важнейших духовных ценностей и добродетелей. Известно, что христианство часто называют религией любви, а ислам – религией справедливости. При этом, как говорят представители духовенства обеих религий, в земной жизни справедливости не о чем спорить с любовью.

Безусловно, на пути межконфессионального диалога возникают и будут возникать препятствия, как фундаментальные, так и связанные с элементарным недопониманием. Каждая цивилизация вырабатывает собственный культурный код, язык, образ мышления, и это естественно. Вследствие этого, возникают ситуации, когда представители различных религий, произнося в буквальном смысле сходные или близкие фразы, вкладывают в них различное содержание. Даже понимание гуманизма, скажем, в исламской, современной христианской или восходящей к ренессансному мировоззрению антропоцентрической традициях весьма разнится, хотя при этом последователи всех названных традиций твердо уверены в своей приверженности истинным гуманистическим идеалам.

Преодоление складывающихся веками стереотипов, невежества и предрассудков позволяет выявить глубокую почву для выявления общего между религиями. Так, архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) пишет: "Для многих это может стать поразительным открытием: при ближайшем рассмотрении мусульмане оказываются несравненно лучшими христианами, чем бесчисленные псевдохристианские конфессии, которые, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), "уже в Бога насилу веруют". Сектанты измыслили собственное учение, противоречащее духу Нового Завета. Они не поклоняются святым Божиим, не веруют в непорочное зачатие Христа от Пречистой Его Матери, называют "мифами" засвидетельствованные в Евангелии чудеса Господни, – то есть отвергают те истины христианства, в которые твердо верят и мусульмане" [10]. Представители ислама и православия считают, что границей, которую не следует переступать в диалоге, является выяснение общих черт обеих религий.

О близости духовных ценностей православия и ислама неоднократно говорил и глава православных в Казахстане митрополит Мефодий (Немцов). Он особо обращает внимание на то, что "столь завидная для многих межконфессиональная терпимость крепится у нас тем, что ни ислам, ни православие в Казахстане не исповедуют политики прозелитизма" [11].

Подводя итоги, необходимо отметить, что межконфесссиональный диалог, и прежде всего диалог между православием и исламом имеет, на наш взгляд, прочные основания и большое будущее. Этот диалог может быть обращен на решение широкого круга культурных, духовно-нравственных, социально-политических и собственно религиозных вопросов. Почвой для такого диалога должны стать толерантность, общие ценностные ориентиры и давний опыт тесных контактов. Собственно, этот диалог плодотворно продолжается уже несколько столетий, и благодаря взаимопониманию двух крупнейших конфессий в нашей стране царят мир и согласие.


Список использованной литературы

1. Борисова О.А. Толерантность как возможность выбора гендерной идентичности // Толерантность. Сб. статей. – Ижевск, 2002. – С.134.

2. Недумов О. Толерантных религий не бывает. – Независимая газета – Религии. 12 мая 2004 г. // http://religion.ng.ru/facts/2004-05-12/2_religions.html

3. Артюхович Ю.В. Толерантность – ценность культуры мира и межэтнического взаимодействия // Гуманитарные науки: межвузовский сборник научных статей. Часть I. – Караганда, ТОО "САНАТ-Полиграфия", 2009. – 322 с. – С. 151.

4. Косиченко А.Г. Диалог конфессий в условиях глобализации. – Philosophical alternatives, №6, 2005 // www.kisi.kz.

5. Фарах С. К разумному диалогу между православным и исламским мирами // http://www.islamrf.ru/articles.php?razdel=3&sid=1531.

6. Библия. Новый завет. Первое Соборное послание святого Апостола Петра христианам. 3, 15.

7. Коран. 16, 125.

8. Библия. Новый завет. Послание апостола Павла к Колоссянам. 4, 6.

9. Коран. 3, 64.

10. Принципы православно-исламского диалога. Глава из книги "А друзей искать на востоке..." // http://www.pms.orthodoxy.ru/uz/kniga/kniga2.htm.

11. Дильдяев Г. Православие и ислам в Казахстане – вместе навсегда // http://www.religare.ru/article12414.htm.