Смекни!
smekni.com

Православие (стр. 2 из 6)

На начальном этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством установилось взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и клира. Временное правительство запрещало конфискацию земельных землевладений. Руководство Временного правительства высказывало знаки уважения к церкви. Так на открытии Поместного собора присутствовал и выступил с приветствием тогдашний руководитель Временного правительства А. Керенский. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку Временному правительству, обосновать законный характер новой власти. "Отрекшись от престола бывший наш государь передал законным порядком власть своему брату, в свою очередь отрекшемуся от власти до окончательного решения Учредительного собрания брат государя законным же порядком передал власть Временному правительству и тому правительству постоянному, которое будет дано России Учредительным собранием. Итак, мы теперь имеем вполне законное Временное правительство, которое является властью предержащей, так называет ее слово Божье. Этой власти ныне единой, верховной и всероссийской мы обязаны повиноваться по долгу религиозной совести, обязаны за нее молиться, обязаны повиноваться и власти местной, от нее поставленной".

Временным правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное преподавание закона божьего, церковноприходские школы передавались из-под юрисдикции церкви Министерству школ. Все эти мероприятия вызвали в церковных кругах недовольство Временным правительством. Церковные круги не могли отрешиться от старых амбиций, а может быть и не хотели признать, что революция требует принципиальных изменений в церковно-государственных отношениях. Большинство было склонно думать и требовать, чтобы государство сохранило свои обязательства по отношению к православной церкви и только освободило ее от стеснительной опеки. Церковь представлялась им как самостоятельная сила, стоящая как бы над государством. Подобные настроения нашли свое отражение в ряде документов церкви, в том числе и в решениях Поместного собора, который начал свою работу 15 августа 1917 года. Таким образом в управлении Русской православной церковью, а значит и в ее отношениях с государством произошло эпохальное событие. Собор был призван восстановить патриаршество Русской православной церкви, определить ее дальнейшие пути развития на долгосрочный период. В ноябре 1917 года жребием из трех кандидатов патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон (Белавин Василий Иванович (1865-1925)].

В период работы Поместного собора состоялся Октябрьский переворот. Власть от Временного правительства перешла в руки большевиков. Началась Великая Октябрьская социалистическая революция, которая сопровождалась гражданской войной. Патриарх Тихон сразу после своего избрания занял позицию резко враждебную по отношению к Советской власти. В своем новогоднем обращении к пастве патриарх Тихон сравнивал начавшиеся в России социалистические преобразования с вавилонским строительством и предрекал, что их ожидает та же участь, что и замысел вавилонян [2. Стр.102-106].

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т.д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ [2. Cтр.97-98].

2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви

Догматические и культовые особенности православия сформировались в рамках единой христианской церкви до раскола ее на греко-католическую, православную и римско-католическую. Все нововведения, осуществленные католической церковью и протестантизмом, православие не признает. Православные считают, что вся полнота христианского учения содержится в Никео-Цреградском символе веры, его догматы представляю собою абсолютную истину, неизменную, вечную и поэтому не подлежат никаким поправкам, дополнениям и усовершенствованиям. Таким образом, православие - это древнейшее из имеющих мировое значение направлений христианства. Критерием православия с церковной точки зрения выступает неизменное хранение учения Христа и апостолов, как оно изложено в Священном Писании и Священном Предании. Последнее состоит из девяти частей:

1. Символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохской);

2. Так называемые "правила апостольские", которые содержат практику апостольских времен;

3. Вероопределения и правила первых семи Вселенских соборов и т рех поместных;

4. Исповедания веры, сделанные Отцами церкви;

5. Деяния Вселенских и поместных соборов;

6. Древние литургии (богослужения);

7. Акты мучеников (жития святых);

8. Творения Отцов и Учителей церкви, объясняющие церковное учение;

9. Древняя практика церкви во всех ее проявлениях.

православие религиозное сознание вероучение

В православии Священное Предание равноправно со Священным Писанием; оно такое же божественное откровение, такое же слово Божие. Различие лишь в том, что Священное предание есть слово Божие, устно переданное церкви Иисусов Христом и апостолами, а Священное Писание - слово Божие, заключенное в книги, и в письменах переданное церкви "богодухновенными мужами". Основное значение Священного Предания заключается в том, что оно необходимо для правильного понимания Священного Писания, в котором многие мысли изложены сжато и нуждаются в пояснении. Толкование Священного писания без обращения к Священному Преданию, как считает церковь, может привести к искажению истин веры, к ереси.

Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого разума и постижимые для него. К первым относятся, например, краеугольный догмат христианства о пресвятой Троице, учащий, что Бог един по существу, но троичен в лицах; ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви.

Название "святая" и "апостольская" объясняется следующим образом. Своб историю церковь ведет с новозаветного эпизода сошествия Святого Духа на апостолов, что произошло на десятый день после вознесения Хритса. В этот день приняли крещение около трех тысяч человек. Они остались с апостолами, и таким образом возникла христианская церковь. Устроенная апостолами, православная церковь непрерывно и неизменно сохраняет их учение.

С момента своего сошествия на апостолов Святой Дух пребывает в церкви в виде благодати Божьей. Эта благодать от апостолов перешла к их воспреемникам - епископам (высшие иерархи церкви, в православии именуемые архиереями) и пресвитерам (в православии: священники, диаконы) и продолжает пребывать в церковь, переходя от одного поколения священнослужителей к другому через таинство священства, осуществляемое путем обряда рукоположения (хиротонии). Через священников (исключая диаконов) к благодати Божьей приобщаются и рядовые верующие. Это происходит в ходу осуществления таинств, т.е. священных действий, в которых, по церковному определению, "под видимым образом сообщается верующим невидимая" благодать Божия [1, Стр.40-41].

Таинство крещения - это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряда крещения означает приобщение человека "в лоно церкви". Именно после совершения этого обряда он становится христианином - православным, если этот обряд проведен по православному канону, католиком - если по католическому и т.д. С обрядом крещения связано и имянаречение. В результате этого обряда новорожденный получает свое собственное имя. По традиции это имя связано с именем святого, которому посвящен день, в который родился крещаемый.