Смекни!
smekni.com

Время и место создания Гомеровских поэм (стр. 1 из 2)

Н.А. Чистякова

"Илиада" и "Одиссея" рассказывают о событиях далекого прошлого. Нарочитая архаизация заметна в обеих поэмах. При всем стремлении поэта сохранить определенную историческую дистанцию в обе поэмы проникли отзвуки более поздних времен.

Доспехи и оружие гомеровских героев выкованы из бронзы, но для того чтобы подчеркнуть суровость и непреклонность воина, поэт говорит, что у него "железное сердце" ("Илиада", кн. XXIV, ст 205, 521). Герои названы ахейцами, то есть представителями того греческого племени, которое одним из первых появилось на Балканском полуострове. Гомеровские ахейцы еще не знают дорийцев, другого племени, пришедшего на Балканы позднее. Однако в "Одиссее" упомянуты дорийцы (кн. XIX, ст. 177), а в "Илиаде" Гера уступает на разграбление Зевсу Аргос, Микены и Спарту, то есть те города, которые наиболее пострадали от дорийского нашествия. Детали быта то воспроизводят картину VIII в. до н.э., то относятся к каким-то другим, более ранним временам.

Мир поэта, перенесенный им в среду его героев, получил условное название гомеровского общества. Социальный строй этого общества на материале гомеровских поэм изучил Энгельс и охарактеризовал его следующим образом: "Мы видим в греческом строе героической эпохи древнюю родовую организацию еще в полной силе но, вместе с тем, уже и начало разрушения ее: отцовское право с наследованием имущества детьми, что благоприятствовало накоплению богатств в семье и делало семью силой, противостоящей роду; обратное влияние имущественных различий на организацию управления посредством образования первых зародышей наследственной знати и царской власти рабство сначала одних только военнопленных, но уже открывающее перспективу порабощения собственных соплеменников и даже членов своего рода; начавшееся уже вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение этой войны в регулярный промысел; одним словом, восхваление и почитание богатства как высшего блага и злоупотребление древними родовыми порядками с целью оправдания насильственного грабежа богатств. Недоставало еще только одного: учреждения, которое не только ограждало бы вновь приобретенные богатства отдельных лиц от коммунистических традиций родового строя, которое не только сделало бы прежде столь мало ценившуюся частную собственность священной и это освящение объявило бы высшей целью всякого человеческого общества, но и приложило бы печать всеобщего общественного признания к развивающимся одна за другой новым формам приобретения собственности, а значит в к непрерывно ускоряющемуся накоплению богатств; недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

И такое учреждение появилось. Было изобретено государство".14

Описываемые в гомеровских поэмах социальные отношения соответствовали состоянию греческих племен в IX-VIII вв. до н.э.

Агамемнон, Ахилл, Одиссей и остальные ахейские герои названы в поэмах басилевсами (басилеями). Этим словом, неправильно переводимым русским словом "царь", греки называли предводителей своих родов или племен. "...Басилей был военачальником, судьей и верховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле он, следовательно, не обладал".15 Его власть поддерживалась народным собранием, в которое входили все боеспособные члены родового или племенного коллектива. В гомеровском обществе уже значительно распространена частная собственность. Некогда единый коллектив затронут социальным расслоением, в нем возникли и развиваются социальные противоречия. Агамемнон, верховный представитель всего племени, а может быть даже глава племенного союза, считает законным требование наибольшей доли добычи. Этим вызван его конфликт с Ахиллом, явившийся основой "Илиады" и, вероятно, породивший серьезную проблему в гомеровском обществе. Конфликт же Агамемнона и "оскорбителя царей" Ферсита был еще нетипичным для того времени и не встречал поддержки среди рядовых воинов.

Таков первый мир поэм, условно называемый миром поэта. Второй мир, мир героев, еще недавно представлялся поэтической фантазией аэдов и рапсодов.

Для греков Троянская война была вполне реальным событием. Героев, сражавшихся под Троей, они почитали как своих родоначальников и покровителей. Но до конца XIX в. наука не располагала сведениями о ранней истории Греции. Период до VIII в. до н.э. было принято называть "темным периодом" греческой истории, а рассказы древних греков о нем - объявлять измышлениями богатой фантазии.

Установление достоверности гомеровских поэм связано с именем немецкого археолога-самоучки Г. Шлимана (1822-1890). Всецело следуя географии и топографии гомеровских поэм, которым он доверял безгранично, Шлиман в 1871 г. по собственной инициативе предпринял раскопки холма Гиссарлык, расположенного в Малой Азии между Дарданеллами и Босфором. Он раскопал семь последовательно расположенных поселений, из которых два носили явные следы пожара. Как известно, ахейцы сожгли захваченную ими Трою. А Шлиман, решив, что гомеровская Троя должна находиться в нижних слоях раскопа, отождествил с нею нижнее из сожженных поселений. Были обнаружены мощные стены древней крепости, дорога к городским воротам, развалины ворот с крепостной башней. Тогда Шлиман даже не подозревал, что его "Троя" по меньшей мере на тысячу лет древнее гомеровской Трои. Когда возле крепостной стены был найден тайник, полный золота и драгоценных изделий, он "узнал" в нем клад Приама, спрятанный троянским царем накануне штурма Трои. Среди драгоценных украшений тончайшей ювелирной работы он "нашел" золотую диадему Елены, а шахтные гробницы на материке, в Микенах, назвал могилами Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним в день возвращения из Трои. В одном из скелетов, найденных в гробницах, который выделялся среди прочих своими огромными размерами, Шлиман "опознал" самого Агамемнона. Наивность и антинаучность подхода Шлимана проявлялись прежде всего в том, что он полностью отождествлял события, описанные в гомеровских поэмах, с исторической действительностью. Лишь после смерти Шлимана его ошибки были установлены и, насколько возможно, исправлены. Теперь доказано, что шлимановская Троя в действительности принадлежала культуре III тысячелетия до н.э. (Троя II), а воспетая Гомером Троя Приама погибла в XII в. в результате завоевательного похода ахейцев (Троя VII).

Тем не менее открытие Шлимана произвело переворот в науке. Его значение было не только в том, что обнаружилась доселе неизвестная древняя цивилизация, локализованная в Малой Азии (Троя) и на материке (Микены, Тиринф, Орхомен) и представлявшая собой исторический фон гомеровских поэм: вновь ожившее прошлое обнаружило реальную основу греческих мифов и потребовало от ученых пересмотреть их взгляды на мифы, народные предания и сказки.

Спустя десять лет после смерти Шлимана была открыта древнейшая культура Крита, догреческая цивилизация, предшественница найденной Шлиманом греческой, так называемой микенской, культуры. В гомеровских поэмах имелись многочисленные отголоски былой славы и могущества критского государства. В мифах рассказывалось о критском царе Миносе, сыне Зевса и Европы, о столице Крита городе Кноссе, где находился дворец Лабиринт и жил чудовищный Минотавр, убитый впоследствии афинским героем Тесеем. Раскопки на Крите начал в 1900 г. английский ученый А. Эванс, который через три дня после начала работ записал в дневнике: "Исключительное явление - ничего греческого, ничего римского". Шлиман не нашел памятников письменности и считал микенскую цивилизацию бесписьменной. В развалинах многоэтажного кносского дворца, поразившего археологов своей архитектурой и замечательной стенной росписью, Эванс обнаружил несколько тысяч глиняных табличек, исписанных непонятными знаками. Разбирая эти знаки, Эванс пришел к выводу, что одни таблички написаны иероглифами, а другие - линейными знаками, и разделил линейное письмо на два вида: линейное письмо А (середина II тысячелетия до н.э.) и линейное письмо Б (XV-XII вв. до н.э.). Он установил также, что иероглифическое и линейное письмена Крита использовались для передачи какого-то неизвестного догреческого языка, на котором говорило население Крита. Эванс назвал этот язык миноиским.

В 1939 г. в западном Пелопоннесе, вблизи Наваринской бухты, американские археологи, разыскивая город Пилос, столицу царства гомеровского Нестора, нашли множество глиняных табличек с письменами, напоминающими критское линейное письмо Б. После войны, с возобновлением археологических работ, число надписей еще пополнилось, и стало ясно, что Шлиману помешала их обнаружить только случайность. Ученые долго не могли прочесть эти находки и считали, что они написаны не на греческом языке. Лишь в 1953 г. английскому архитектору Майклу Вентрису удалось расшифровать пилосские таблички, оказавшиеся хозяйственными записями. Открытие Вентриса было поразительно еще и потому, что, даже вопреки его собственным ожиданиям, язык записей оказался греческим, похожим на язык гомеровских поэм, но много древнее его. Вентрис не успел расшифровать все открытые тексты, написанные письмом Б, но ключ к ним найден, и работа продолжается учеными различных стран. В Советском Союзе вышла уже специальная работа по этому вопросу (С. Я. Лурье. Язык и культура микенской Греции. М., 1957). Критское иероглифическое письмо и линейное письмо А все еще не расшифрованы, и язык их до сих пор неизвестен.

Но теперь уже бесспорно, что догреческое население Крита и этнически близкие к нему народы, жившие в бассейне Эгейского моря, знали письменность еще в III тысячелетии до н.э. Критское государство, первое рабовладельческое государство Европы, было богатой и могущественной морской державой. Памятники архитектуры, живописи, прикладного искусства и письменности подтверждают сведения о высокой культуре Крита. В конце XV в. до н.э. критское государство было уничтожено. На его территорию вторглось греческое племя ахейцев, которые, продвигаясь с севера на материковую Грецию, сначала обосновались на Пелопоннесе, а затем покорили Крит. Ахейцы унаследовали многие культурные достижения критского общества, они использовали критскую письменность (линейное письмо А), но приспособили и видоизменили ее знаки в соответствии со своим языком, совершенно иным, чем язык Крита. Таким образом возникло линейное письмо В. Крит же, утратив свою независимость, был включен в состав первого греческого государства, называемого в науке микенским.