Смекни!
smekni.com

Культовая практика буддизма (стр. 2 из 2)

Некоторые наставники стимулировали пробуждение внезапным криком на ученика или даже ударом палкой по голове. Наряду с традиционной сидячей медитацией во многих направлениях чань практиковали медитацию и при ходьбе, и при работе. А все чаньские монахи обязательно занимались физическим трудом, что было необходимо при интенсивной психической нагрузке в процессе медитации. Хорошо известна и связь чань с традицией боевых искусств (школа монастыря Шаолинь), которые также выступали одним из методов динамической медитации.

Чань оказал огромное влияние на культуру Китая и Японии. Возьмем ли мы пейзажную монохромную живопись или поэзию, чайную церемонию или сады камней — везде мы увидим специфический отблеск чаньского смотрения в природу.

В конце XII в. чань приходит в Японию, где также быстро становится ведущей школой, в определенной мере он сохраняет свое влияние и в настоящее время. В Корее и Вьетнаме чань (кор. сон, Вьетнам, тхиен) наряду со школой Чистой Земли была и остается господствующим направлением буддизма.

В заключение отметим, что именно в чань психологическая сущность религии и базовая значимость религиозного опыта как основы религиозного феномена выявляются в наиболее чистом виде. Это поиск истины (собственной изначально пробужденной природы) без преднахождения; мы не знаем, какова она, и не можем описать ее иначе, чем при помощи эксцентрического поступка (указав пальцем на луну, или сорвав цветок сливы, или ударив себя палкой по голове), но мы можем открыть ее в себе и непосредственно пережить, решив при этом все наши вопросы и проблемы. Не догматы преднаходят для нас истину, но мы сами открываем ее своим усилием, воплощенным в духовном делании. Возможно, кто-то захочет описать, формализовать и догматизировать свой опыт запредельного — и тогда возникнет новое учение.

Дзэн-буддизм. В Китае и Японии на базе махаяны в VI - XII веках сформировалась оригинальная школа дзэн (от санскритского слова «дхьяна» - медитация). Школой дзэн разработана философская концепция единства мироздания, связи человека с миром природы, тотальной взаимосвязи общего и частного (« все в одном, одно во всем»).

Постижение сущности Будды - просветление трактуется школой дзэн как интуитивный прорыв из сферы обыденного сознания. Оно достигается с помощью психофизического тренинга, включающего медитативные упражнения и особые интеллектуальные задачи - коаны.

Школа дзэн оказала огромное влияние на самые различные стороны жизни Китая, Японии, Кореи, Вьетнама - от военного искусства (кэмпо) до искусства аранжировки цветов (икебана) и чайной церемонии. Благодаря трудам выдающегося японского буддолога Д.Судзуки (1870 - 1966) в XX веке школа дзэн приобрела многочисленных последователей в Европе и Америке, став достоянием западной культуры.

Дзэн утверждает медитацию в позе лотоса как средство достижения состояния творческой озаренности, просветления (яп. сатори) и постижения абсолютной реальности. Дзэн – философия озарения, творческого созерцания, переживания целостности бытия, бесконечного в конечном. Изречение «Старая сосна проповедует мудрость.

И дикая птица выкрикивает истину» иллюстрирует глубинное переживание целостности бытия, где отсутствуют противоположности: священное и мирское, добро и зло, жизнь и смерть. Надо войти в поток целостности бытия, а не уповать на книжную мудрость: «Как бабочка подлетает к распустившемуся цветку. Я не знаю».