Смекни!
smekni.com

Система вексельных обязательств в современном российском гражданском праве (стр. 10 из 18)

Изложенная концепция, рассматривающая индоссамент в качестве одного из способов уступки прав требования по векселю, может найти определенное подтверждение и в нормах современного законодательства. Так, п.3 ст.389 ГК РФ устанавливает, что уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается посредством индоссамента на этой ценной бумаге.

Однако данная точка зрения не учитывает случая, когда индоссант не имеет каких-либо прав требования по векселю, но сделанный им индоссамент имеет силу вексельного индоссамента. Например, если векселедатель простого векселя не вправе обязываться по векселю, то первый векселедержатель не имеет каких-либо прав требования по отношению к такому векселедателю, однако он (векселедержатель) вправе передать вексель посредством индоссамента, и совершенный им индоссамент будет иметь вексельно-правовое значение. В данном случае посредством индоссамента будет передано право дальнейшего индоссирования векселя, но это право по своему характеру не является обязательственным, следовательно, индоссирование векселя в данном случае не может рассматриваться в качестве уступки права требования, являющегося составным элементом обязательственного правоотношения. Таким образом, концепция, рассматривающая индоссамент в качестве одного из способов (наряду с цессией) передачи прав требования по обязательству, могла бы быть принята только в том случае, когда необходимым условием индоссирования векселя являлось бы наличие у индоссанта прав требования по векселю.

Среди ученых, занимающихся исследованием проблематики вексельного права, не наблюдается единодушия в вопросе о существе и характере прав, передаваемых посредством индоссамента. Так, достаточно распространенным является мнение, в соответствии с которым посредством индоссамента переносится право собственности на вексель от индоссанта к индоссату[83].

Мнение о том, что существом индоссамента является передача права собственности на вексель, отстаивается и в современной литературе. Например, В.А.Белов полагает, что "непосредственным объектом индоссамента является вексель (вещь), в то время как объектом цессии - обязательственные права из векселя"[84]. В другой работе тот же автор указывает, что "в отличие от цессии, представляющей собой договор об установлении правопреемства, индоссамент не создает преемника в отношении прав индоссанта. Индоссамент переносит право собственности на вексель - в этой формулировке и выражается независимость прав приобретателя векселя от прав предшественника"; "индоссамент - это сделка, переносящая право собственности на вексель, а следовательно, и все права, удостоверенные векселем, вне зависимости от чистоты собственных прав передающего (индоссанта) и его предшественников".

Однако существует и иной взгляд на характер прав, передаваемых посредством индоссамента. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, "индоссаментом называется передача права, выраженного в векселе, другому лицу по надписи с ответственностью надписателя перед векселедержателем"; "передача имеет своим предметом право по векселю, т.е. право обязательственное, имеющее содержанием обязанность уплатить денежную сумму"[85].

О.С.Иоффе полагает, что значение индоссамента состоит в том, что при его помощи осуществляется передача всех прав по векселю, а вексельным кредитором считается лицо, которое, обладая векселем, может обосновать свои права непрерывным рядом передаточных надписей[86].

Однако данный аргумент не назовешь убедительным. При передаче права собственности от одного лица к другому это право переходит в том состоянии, в каком существовало у отчуждателя, со всеми преимуществами и недостатками. Если исходить из того, что права по векселю могут принадлежать только лицу, имеющему право собственности на вексель (или иное вещное право), а посредством индоссамента переходит право собственности на вексель, то новый векселедержатель (индоссат) получил бы права по векселю в том состоянии, в котором они имелись у предшествующего векселедержателя, со всеми их пороками и обременениями. Таким образом, теория о передаче права собственности на вексель посредством индоссамента не в состоянии объяснить самостоятельный характер прав индоссата.

Точка зрения, в соответствии с которой индоссамент переносит право собственности на вексель, не находит опоры в действующем законодательстве и не соответствует существу этого института.

Статья 14 Положения о переводном и простом векселе устанавливает, что индоссамент переносит все права, вытекающие из переводного векселя. В силу ст.77 указанного акта это правило применимо и в отношении простого векселя. Согласно ст.146 ГК РФ, индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или по приказу которого передаются права по ценной бумаге.

Как следует из содержания упомянутых правовых норм, они имеют в виду передачу прав, вытекающих из векселя, а не передачу права собственности на вексельный документ. Право собственности на вексель переходит не посредством индоссамента, а на основании общих положений гражданского права о переходе права собственности на движимые вещи.

Индоссант может и не иметь права собственности на вексельный документ, но это не лишает его права индоссировать вексель. Отношения, связанные с переходом права собственности на вексельный документ, не носят вексельного характера и регулируются нормами общегражданского, а не вексельного законодательства. По справедливому замечанию В.Д.Каткова, самая связь прав требования с собственностью на вексель является часто сомнительной. Индоссат, получивший вексель по полной или бланковой надписи для инкассирования, может требовать платежа по векселю и совершать все другие действия, на которые имеет право кредитор, но сомнительно, чтобы ему можно было приписать качества собственника векселя, так как настоящим хозяином его остался индоссант, передавший вексель для инкассирования[87].

Можно привести и другой пример. Вексель, будучи ценной бумагой, может быть объектом доверительного управления (ст.1013 ГК РФ). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (ст.1012 ГК РФ). Если передача векселя в доверительное управление была оформлена индоссаментом, то доверительный управляющий (индоссат), не получив права собственности на вексель, тем не менее приобрел все права, вытекающие из векселя. Для третьих лиц он является вексельным кредитором, а вопрос о праве собственности на вексель относится к области личных отношений учредителя управления (индоссанта) и доверительного управляющего (индоссата).

Таким образом, более обоснованным является мнение, согласно которому посредством индоссирования переходят права, вытекающие из векселя, а не право собственности на вексель. Эта точка зрения имеет преимущество в том отношении, что не ставит принадлежность прав по векселю в зависимость от принадлежности права собственности на вексель - вопроса не всегда ясного и не всегда важного. Выражение права по векселю переходят к приобретателю будет неточным, если видеть его смысл в том, что индоссат получает эти права в том состоянии, в каком они были у индоссанта. В действительности же индоссат получает права по векселю, как правило, в соответствии с содержанием вексельного документа, а не в том состоянии, в каком они принадлежали предшествующему векселедержателю.

Самостоятельный характер прав индоссата проявляется в том, что его права не зависят, по общему правилу, от тех ограничений, которые имеют свое основание в личных отношениях индоссанта и других обязанных по векселю лиц. Исключением является случай, когда векселедержатель, приобретая вексель, действовал сознательно в ущерб должнику. При наличии данного обстоятельства индоссат получает права по отношению к такому должнику в том состоянии, в котором их имел индоссант (ст.17 Положения о переводном и простом векселе).

Содержание права векселедержателя передать вексель по полному индоссаменту зависит от объема прав, принадлежащих векселедержателю. Посредством индоссамента векселедержатель передает все права, которые он имеет по векселю. Но количество этих прав может быть неодинаковым в зависимости от вида векселя (простой или переводный), а также от тех возражений, которые могут быть противопоставлены требованию векселедержателя. Например, векселедержатель может не иметь никаких прав по отношению к векселедателю простого векселя или акцептанту векселя переводного, однако это не препятствует ему передать посредством индоссамента права по отношению к другим обязанным по векселю лицам, а также право дальнейшей передачи векселя по индоссаменту. Векселедержатель может вообще не иметь каких-либо обязательственных прав по векселю, однако он вправе передать право на дальнейшее индоссирование векселя.

Содержанием права передачи векселя по полному индоссаменту является, прежде всего, возможность отчуждения принадлежащих векселедержателю прав по векселю. При этом права по векселю передаются свободными от тех пороков, которые были присущи правам индоссанта. Вследствие этого требованию индоссата не могут быть противопоставлены возражения, которые имелись по отношению к индоссанту, если только индоссат, приобретая вексель, не действовал сознательно в ущерб вексельному должнику.