Смекни!
smekni.com

Система вексельных обязательств в современном российском гражданском праве (стр. 9 из 18)

Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе имеют место иные точки зрения. Так, В. Грачев[78] полагает, что условие об оплате векселя в товарной или денежной форме служит основанием для признания всей надписи плательщика недействительной в вексельно-правовом смысле. С позицией В. Грачева можно согласиться, если дополнительные условия будут обусловливать платеж по векселю (например, документ содержит альтернативные возможности оплаты векселя).

Исходя из судебной практики, можно сказать, что в большинстве случаев судьи арбитражных судов считают, что оговорка обещания в простом векселе или предложении в переводном векселе уплатить вексельную сумму влечет за собой признание такого векселя недействительным. Недействительными признаются также векселя, в которых указаны основания их выдачи. Однако признание недействительным векселя в таком случае обосновано только при условии, что такое указание оснований выдачи векселя оговаривает обещание (предложение) уплатить по векселю, т.е. обязательство уплатить ставится в зависимость от наступления определенных условий. Однако в некоторых случаях такая оговорка имеет признаки не недействительного, а мнимого соглашения, которое может быть признано недействительным только в случае, если оно противоречит действующему законодательству. Следовательно, вексель, в котором предложение (обязательство) уплатить вексельную сумму оговорено определенными обстоятельствами, не всегда следует признавать недействительным. Иногда такой документ, хотя и не имеет силы векселя, содержит денежное обязательство.

Таким образом, следует внимательно изучать текст векселя и давать должную оценку содержащимся в нем пометкам, оговоркам, надписям и т.д., поскольку их содержание имеет очень важное юридическое значение.


ГЛАВА 3. ПРАВОПРИЕМСТВО ВЕКСЕЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

3.1 Право передачи векселя по индоссаменту

Статья 11 Положения о переводном и простом векселе[79] устанавливает, что всякий переводный вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента. Тем самым закон исходит из того, что передаваемость посредством индоссамента является одной из характерных особенностей векселя.

В истории вексельного права существовало три точки зрения относительно свойства передаваемости векселя по индоссаменту:

1) вексель непередаваем, если свойство это не придано ему оговоркой о приказе;

2) вексель передаваем, если это свойство не отнято у него оговоркой, исключающей приказ;

3) вексель передаваем и оговорка, исключающая приказ, действует только в отношении сделавшего ее[80].

Современное российское вексельное право не рассматривает передаваемость по индоссаменту в качестве неотъемлемого свойства векселя. Вексель, лишенный возможности быть переданным по индоссаменту, все равно остается векселем. Однако индоссирование считается обычным способом передачи прав по векселю, являющемуся ордерной ценной бумагой.

Если последний индоссамент на векселе является бланковым, то лицо, получившее вексель в порядке общегражданского правопреемства, вправе передавать вексель по индоссаменту. В данном случае это лицо рассматривается вексельным правом в качестве векселедержателя, легитимация которого как кредитора по векселю производится в соответствии с нормами вексельного права.

Право передачи векселя по индоссаменту отличается от других прав векселедержателя. Если последние являются составными элементами обязательственных правоотношений, устанавливающихся между векселедержателем и обязанными по векселю лицами, то право передачи векселя по индоссаменту не является элементом содержания обязательственного правоотношения.

В обязательственных правоотношениях всегда присутствуют две стороны, одна из которых обладает правом требования, а другая несет соответствующую этому праву обязанность. Данный тезис подтверждается нормами ныне действующего законодательства, в соответствии с которыми в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а другое лицо (кредитор) вправе требовать от должника исполнения его обязанности (ст.307 Гражданского кодекса РФ). Обязательство является, таким образом, правоотношением, в котором праву кредитора соответствует обязанность определенного лица (нескольких определенных лиц) совершить какое-либо действие либо воздержаться от совершения определенного действия[81].

Нетрудно заметить, что праву векселедержателя передать вексель по индоссаменту не противостоит обязанность определенного лица совершить в пользу векселедержателя какие-либо действия или воздержаться от совершения определенного действия. Векселедержатель осуществляет принадлежащее ему право передачи векселя по индоссаменту самостоятельно, посредством собственных действий, вне зависимости от поведения других лиц. Данное право не является элементом правоотношений с другими лицами, поскольку ему не корреспондируют какие-либо обязанности определенных лиц.

Основанием возникновения рассматриваемого права векселедержателя является фактический состав, включающий в себя следующие обязательные элементы:

а) нанесение на бумажный носитель вексельных реквизитов в соответствии с правилами вексельного законодательства;

б) нанесение на вексельный документ обозначений, легитимирующих векселедержателя;

в) приобретение векселя его держателем, совершенное добросовестно и без грубой неосторожности;

г) отсутствие на векселе отметки векселедателя о запрещении передачи векселя по индоссаменту.

Существуют индоссаменты трех видов: полные, препоручительные и залоговые. Первый векселедержатель, а также каждый последующий векселедержатель, приобретший вексель по полному индоссаменту, вправе передать данную ценную бумагу по любому из трех указанных видов индоссаментов (если отсутствует оговорка векселедателя, запрещающая индоссирование векселя). Лицо, ставшее векселедержателем на основании препоручительного или залогового индоссамента, вправе передать вексель только по препоручительному индоссаменту.

Содержание права передачи векселя по индоссаменту может быть неодинаковым, поскольку юридические последствия совершения каждого из трех видов индоссаментов различны.

Приступая к анализу названного права, отметим, что данная тема неразрывно связана с вопросом о юридической природе индоссамента. Различными учеными она оценивается неодинаково.

Так, индоссамент рассматривался в качестве разновидности цессии, хотя они весьма существенно отличаются друг от друга. Различия индоссамента и цессии отражены в нормах ныне действующего законодательства. При передаче прав по цессии лицо, передающее право (цедент), несет ответственность только за недействительность соответствующего права, но не за его осуществимость (п.2 ст.146 ГК РФ). А индоссант по общему правилу несет ответственность и за существование передаваемого права, и за его осуществление (п.3 ст.146 ГК РФ). При передаче прав посредством цессии объем прав цессионария определяется объемом прав цедента. Следствием этого является правило, согласно которому должник вправе выдвигать против требования нового кредитора (цессионария) возражения, которые он имел против первоначального кредитора (цедента) к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст.386 ГК РФ).

Иная ситуация наблюдается при передаче прав по векселю посредством индоссамента, когда вексельный должник не вправе противопоставить требованию индоссата возражения, основанные на его (должника) личных отношениях с другими обязанными по векселю лицами, в том числе на отношениях с индоссантом, если только индоссат, приобретая вексель, не действовал сознательно в ущерб должнику (ст.17 Положения о переводном и простом векселе).

Имеется также мнение, согласно которому индоссамент и цессия являются двумя способами передачи требований, их уступки. В соответствии с данной концепцией не существует принципиального различия между положением цессионария и положением индоссата. И тот, и другой являются новыми кредиторами, независимыми от первоначального кредитора. Но границы этой независимости проводятся законом неодинаково, исходя из потребностей оборота[82]. Особенности вексельного индоссамента являются следствием особых свойств векселя как циркуляционной ценной бумаги, а не существа индоссамента. Функция гарантии не есть свойство индоссамента самого по себе: индоссамент может быть в некоторых случаях лишен этой функции. Точно так же ограничение возражений ex persona indossantis не принадлежит к существу индоссамента. Абсолютного характера это ограничение возражений не имеет, и исключение этой особенности не лишает передаточную надпись характера индоссамента. Правило, исключающее возражения против индоссата, вытекающие из отношений должника и индоссанта, вошло в практику и санкционировано законодательством из желания поддержать кредит и обеспечить обращение векселей. По этим же соображениям и в правила, регламентирующие порядок передачи прав посредством цессии, могут быть введены постановления об исключении тех или иных возражений против требования цессионария. Отсюда делается вывод о том, что существо индоссамента и цессии тождественно: уступка (передача) требований.