Смекни!
smekni.com

Соборное уложение 1649 года (стр. 2 из 3)

Позже, начиная с XVII века, намечается процесс разделения имущества супругов, детей и родителей. Это можно объяснить стремлением законодателя закрепить имущество за определенным лицом, в т.ч. и приданого. Мужу не разрешалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. С XVII в. отменяется право отдавать должника "кредитору с годовой до выкупа" вместе с его женой. Позже отменяется установленное Соборным уложением ответственность жены и детей за долги мужа и родителей.

В рассматриваемый период законодательство различает право наследования по закону и завещанию. Основное внимание уделяется порядку передачи земли по наследству. Завещание оформлялось, как и по Судебнику 1497г., письменно. Допускалось устное завещание в случае неграмотности завещателя, если оно осуществлялось в присутствии свидетелей и представителей церковной власти.

В земельном праве получили отражение защита церковных интересов и борьба центральной власти против расширения церковного землевладения.

Родовые и жалованные вотчины подлежали передаче по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. А завещательные распоряжения распространялись только на купленные вотчины и движимое имущество.

Правом наследования по закону обладали сыновья, а при их отсутствии – дочери. К наследованию допускалась вдовы. Так, с 1642 года было установлено, что вдова, погибшего на войне помещика, получает "на прожиток" до смерти или выхода замуж 20% поместья, умершего в походе – 15%, а умершего на службе (дома) – 10%. Доля вдовы в наследовании движимого имущества составляла 25% наследства.

С начала XVII века дочери стали призываться к наследству и при наличии братьев. После смерти отца им выдавалась часть "на прожиток". В случае выхода замуж вдовы или дочерей "прожиточное" поместье давалось в приданое. Однако родовые и выслуженные вотчины дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдовам земля выдавалась только из высуженных вотчин, причем в случае выхода вдовы замуж или смерти выслуженная вотчина переходила в род мужа.

Из боковых родственников к наследству допускались братья и их нисходящие, а с середины XVII в. и дальние родственники.

Законодательство, защищая сословные интересы, запрещало завещать земли церквям. При отсутствии завещания или законных наследников имущество поступало теперь не церкви, а в царский домен. Церковь и монастыри получали из казны деньги на помин души умершего в размере стоимости вотчины.

Поверхностное знакомство с Соборным уложением позволяет сделать вывод об усилении карательного характера уголовного права. По-прежнему в законе нет общего определения понятия преступление. Только из содержания статей можно заключить, что преступлением считалось непослушание царской воле, нарушение предписаний царя, его воли, т.е. деяния, подрывающие феодальный порядок и опасные для господствующего класса. Поскольку противоправность, как важнейший элемент понятия уголовно наказуемого деяния, законом четко не была определена, рамки уголовной ответственности устанавливались судебно-административными органами.

Субъектами преступления признавались все члены общества, в т.ч. и холопы. К уголовной ответственности не привлекались дети до 7-летнего возраста и умалишенные. Для несовершеннолетних лиц с физическими недостатками (глухота, немота и слепота) наказание смягчалось.

Уложение 1649г. разграничивает преступления умышленные, неосторожные и случайные. Статьи рассматривают "воровское умышление", "учинение пожара нарочно", говорят об убийстве ненарочном, грешным делом, об убийстве "без хитрости". Неумышленные и случайные действия не наказывались. Убийство "пьяным делом" рассматривалось как умышленное и не влекло смягчения наказания.

Вместе с тем Уложение не всегда четко различает случайное, ненаказуемое действие и неосторожную форму вины (ст. 223, 225, 226, 228 гл. Х Соборного уложения).

Уложение знало институт необходимой обороны (ст.200 гл. Х). При этом не ставился вопрос о соразмерности средств обороны и нападения. Необходимой обороной считалось убийство не только при защите своей жизни, но и "жизни того, кому он служит", т.е. господина. Зависимые люди, не оборонявшие своего господина от нападения, подлежали смертной казни. Крайней необходимостью являлось убийство собаки при ее нападении на человека (ст.263 гл. Х).

Уложение различает стадии совершения преступления:

- - голый умысел;

- - покушение;

- - совершение преступления.

Соборное уложение более четко регламентирует соучастие. В ст.19 гл. XXII говорится о подстрекательстве, в ст.198 гл. Х – о пособничестве, в ст.20 гл. XXI – об укрывательстве. В одних случаях за соучастие следует одинаковое с преступником наказание, в других – различное.

Уложение более сурово, как и предшествующие законы, наказывает неоднократно совершенное преступление "рецидив" (ст.9, 10, 12 гл. XXI).

В Соборном уложении 1649 года впервые произведена классификация преступлений по определенной системе.

Впервые светский законодательный памятник на первое место поставил преступления против религии и церкви (богохульство, совращение в мусульманскую веру, произведение непристойных речей во время церковной службы, совершение в церкви бесчинств: убийств, ранений, оскорблений и т.д.). За большинство из них назначалась смертная казнь.

Во второй главе Уложения ("О государской чести и как его государское здоровье оберегать") раскрываются государственные преступления, как наиболее опасные, влекущие смертную казнь "безо всякого милосердия". В их числе "умышление на государственное здоровье", "злое умышление Московским государством завладеть и государем быть", "сдача города недругу изменой", "зажение умышлением или изменою города или дворов" и др. Измена каралась смертной казнью с конфискацией имущества. К уголовной ответственности привлекались и члены семьи преступника: жена, дети, отец, мать, братья, сестры, неродные дети, знавшие об измене и не доносившие властям (ст.6 гл. II). Уложение разрешало крестьянам и слугам доносить об измене своего господина, хотя в других случаях им запрещалось обращаться в суд с иском на своего господина.

В Уложении предусмотрено вознаграждение за убийство изменника.

К преступлениям против порядка управления Уложение относило: подделку документов ("скребление" и "чернение"), подделку печатей, фальшивомонетничество ("делание воровских денег"), нарушение правил взимания торговых пошлин, порядка содержания питейных заведений.

Как и Судебник 1497 года, Уложение для фальшивомонетчиков устанавливает особый вид смертной казни – залитие горла расплавленным металлом всем участникам.

К преступлениям против судебной власти относились:

- вынесение судьей неправильного приговора за взятку;

- подделка, неправильная запись подьячим в приговоре судебного заседания;

- волокита, используемая для вымогательства;

- ложные показания свидетелей, лжеприсяга, ложный донос ("ябедничество");

- драка в суде.

Глава XII Уложения "О службе ратных людей Московского государства" рассматривает воинские преступления. Уложение строго карает измену ратных людей (ст.20 гл. VII).

За дезертирство назначалось наказание в зависимости от того, в который раз совершено преступление: за первое оставление службы ("кто сбежит в первые") - "бити его кнутом", за второе оставление государевой службы - "его бит кнутом же, да поместного окладу у него убавити", "а будет сбежит в трерие, и его бити кнутом же, да у него отняти поместье и отдати в роздачу" (ст.8 гл. VII).

В случае дезертирства стрельцов и казаков и даточных людей их сыскивали, били кнутом и возвращали на службу в полки. Если же даточных людей, сбежавших со службы не смогли разыскать, то их владельцы платили денежный штраф " по двадцати рублев за всякого человека" (ст.9 гл. VII).

Уложение предусматривает наказания ратных людей за совершение на дороге какого-либо насилия или нанесения ущерба местному населению ("едучи на службу... или со службы по домам... станут грабити, и учнет смертное убийство, или женскому полу насильство, или в гумне хлеб потравят или... насильством из прудов рыбу выловят или иное насильство кому сделают" ст.30). Виновные в убийствах и изнасилованиях приговаривались к смертной казни, а нанесенный ущерб возмещался в двойном размере.

За кражу оружия в полках наказывались битием кнута "нещадно", а оружие возвращалось владельцу. За кражу коня вор наказывался отсечением руки (ст.29).

Запрещалось предоставлять отпуска за посулы под страхом наказания командиров кнутом. Отпуска разрешались только "для самых нужных дел" (в случае "домового разорения или людских побоев").

Глава XXII Соборного уложения, предусматривает наказание за преступление против личности.

Убийство различалось: умышленное (каралось смертной казнью) и неумышленное (наказывалось битием кнутом и заключением в тюрьму). Особо выделяется убийство родителей: "будет который сын или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство: и их за отеческое, или за матерное убийство, казнити смертию безо всякой пощады". Следовало строгое наказание за убийство господина: "А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти: и его самого казнити смертию же безо всякия пощады".

Жена, убившая мужа, закапывалась живой в землю (если женщина была беременна, то ее до родов держали в тюрьме, затем казнили).

К преступлениям против личности Уложение относит:

- преступления против здоровья (увечье, побои),

- преступления против чести (оскорбление действием и словом).

Наказания за них назначались в зависимости от занимаемой должности, общественного и имущественного положения пострадавшего.