Смекни!
smekni.com

Радиация и радиационная обстановка в Ростовской области (стр. 2 из 4)

Есть на территории бывшего Волгодонского химзавода комнатка, содержимое которой, если распылить, превратит город в безлюдную пустыню лет на 15-18.

До 1992 года установка РОП числилась на хозяйственном балансе Волгодонского НИИ поверхностно-активных веществ. А после приватизации института автоматически попала в собственность акционерного общества. Однако вся начинка, а это 132 капсулы с радиоактивным кобальтом, по-прежнему принадлежит государству и по закону подлежит захоронению. Обеспечить в полной мере ее безопасность гендиректор НИИПАВ не в силах: институт все последние годы работает убыточно.

После взрывов в Москве и Волгодонске перед дверью в камеру выросла кирпичная стена, на окнах появились решетки. Несмотря на это, в прошлом году сразу две комиссии по ЧС (Волгодонска и областная) признали ситуацию чрезвычайной: 3 кг-эквивалента радия и практически без надзора – не шутка! После Волгодонской АЭС это второй по мощности источник ионизирующего излучения в области.

Кстати рассчитанная на четверть века, установка отметит в этом году свое 36-летие(2002г.). А, как известно под воздействием радиации все материалы изнашиваются быстрее. В любой момент вода из колодца-хранилища может просочиться в грунт. Гарантии, что этого уже не случилось, сегодня не дают даже в Госатомнадзоре.

Еще совсем недавно правительство СССР готовило жителям Ростовской области 2 «сюрприза». Первый — Северо-Кавказская АЭС на границе нашей области и Калмыкии, у Чограйского водохранилища. Впрочем, до строительства дело не дошло: народ понял, что СКАЭС сулила страшную беду — она должна была разместиться там, откуда на нашу область в течение года дуют юго-восточные ветры.

Второй «сюрприз» — Ростовская АЭС, первый энергоблок которой должны были пустить в эксплуатацию в 1990 г. РоАЭС — уродливое дитя застоя, которое продолжает возводиться не только вопреки воле народа, но и инструкциям самих энергетиков, принятым ими после трагедии Чернобыля.

При обследовании свайного поля, на котором стоит здание энергоблока, было обнаружено множество неполадок. Официальные проверки при осуществлении авторского надзора в 1984 году отметили 136 серьёзных нарушений технологии и отступлений от проекта. Аналогичная картина была в 1985 году – более 50 грубых нарушений, которые деже заставили 6 раз останавливать работу. Сами строители и представители контролирующих органов приводят вопиющие факты:

- подреакторные сваи забились с излишками по высоте, а потом «лишки» сбивалась;

- качество бетонной кладки таково, что из стен пальцами можно выковыривать щебенку;

- трубопроводы монтировались со всевозможными нарушениями правил и т.д., и т.п.

Из трех вырезанных арматурных узлов проверку на прочность выдержал лишь один.

Волгодонский «Атомкотломаш» взял и «поплыл», а 90 домов дали крен. Кто сможет сказать, когда «поплывёт» в Цимлянское море Ростовская АЭС? А ведь она стоит на берегу водоёма, где происходят подмывы берегов.

Другой фактор не в пользу АЭС – нарушение всех имеющихся законов и правил при строительстве атомных объектов.

«Основные критерии и требования по обеспечению безопасности» чётко регламентируют: «Не допускается размещение АЭС над источниками водоснабжения с утвержденными запасами воды ,используемыми или намеченными к использованию для питьевого водоснабжения». Как ещё нужно это понимать? Цимлянское водохранилище, река Дон снабжают водой 3/4 населения региона.

Площадка РоАЭС расположена со стороны господствующих ветров восточного направления. Наличие туманов, пыльных бурь усугубляет обстановку и создает условия переноса в густонаселённые районы юго-запада РФ и радионуклидов. При проектировании и строительстве АЭС метеоусловия являются определяющими для оценки возможного влияния «выбросов радиоактивных продуктов на ограниченную часть населения...»

Кроме того, серьезные опасения в связи с пуском РоАЭС вызывает наша безответственность, отсутствие технологической и экологической культуры, возможность экстремизма и террористических актов в переживаемый нами сложный исторический период.

Благодаря активному движению «зеленых» в самом Волгодонске, а также экологическим движениям в Ростовской и Волгоградской области, пуск РоАЭС в назначенное время не состоялся.

Несмотря на все представленные факты, следует также отметить, что при нормальной эксплуатации РоАЭС в окружающую среду выделяется определенное количество радиоактивных веществ. Это в основном инертные радиоактивные газы (ИРГ и РБГ) — ксенон, криптон, незначительные количества цезия-137 и йода-131, которые выбрасываются в атмосферу через систему вентиляции. Предельная величина выбросов регламентирована нормативными документами, в то же время опыт эксплуатации АЭС с реакторами типа ВВЭР показывает, что эти величины на практике в десяти и сотни раз ниже допустимых.

Расчет годовой дозы дополнительного облучения населения вокруг РоАЭС за счет выбросов ИРГ в пределах проектных значений показывает, что она составляет менее 0.2% дозы от природного радиационного фона, равной 100мбер/год при допустимом пределе дозы 500мбер/год. Дополнительное облучение из-за потребления воды и продуктов питания местного производства, в которых могут содержаться радиоактивные вещества станционного происхождения (стронций-137 и йод-131) также будет ничтожным, поскольку их содержание существенно ниже фонового и не превышает 0.1% от международных нормативов.

Дозовые нагрузки на животный и растительный мир региона(до 0.3%мбер/год) будут в десятки тысяч раз ниже уровня, при котором могут быть отмечены какие – либо изменения.

Все сказанное доказывает, что соседство с нормально работающей АЭС абсолютно безопасно и для населения, и для растений и для животного мира.

Радиационная обстановка в Таганроге. Дозовая нагрузка на население Таганрога определяется воздействием естественного гамма-фона, природных источников ионизирующего излучения, глобальных выпадений продуктов ядерных испытаний, медицинских рентгенологических процедур. В 1998 году специалистами центра Госсанэпиднадзора в Таганрогской зоне еженедельно проводился дозиметрический контроль мощности дозы гамма-излучения на территории города в контрольных точках. Уровень естественного гамма - фона на территории города составил от 4 до 16мкР/час, с минимальными значениями 4-9мкР/час в зонах отдыха (городские пляжи и парки) и / максимальными 12-16 мкР/час в районе Мариупольского шоссе и военного городка. Всего проведено 4482 измерения (в 1997 году -4563).

Среди природных источников ионизирующего излучения основная роль принадлежит радиоактивному газу радон и дочерним продуктам его распада (ДПР), за счет которого в основном формируется коллективная доза облучения населения города. Величине коллективной дозы пропорциональны последствия воздействия радона и ДПР, проявляющиеся в увеличении числа заболеваний раком легкого, патологических нарушениях системы кроветворения у лиц, в течение длительного времени находившихся в атмосфере с относительно высоким уровнем содержания радона и ДПР. В 1998 году проводилась работа по выполнению мероприятий, предусмотренных городской целевой программой «Снижение уровня облучения населения и производственного персонала от природных источников ионизирующего излучения в г. Таганроге на 1998-2000гг.»

В 1998 году проведены обследования 83 зданий общественного и жилого назначения (в 1997 году - 57). В 4-х из них уровень содержания радона превышает установленный норматив (100 Бк/м3) Проводился дозиметрический контроль земельных участков, отводимых под новое строительство. Всего обследовано 169 участков (в 1997 году -155)

В течение года осуществлялся систематический радиационный контроль за сырьем для производства строительных материалов на содержание в них естественных радионуклидов. Из 303 исследованных проб сырья и строительных материалов удельная эффективная активность естественных радионуклидов не превысила 370 Бк/кг с варьированием в пределах от 14.71 до 241 Бк/кг. Кроме этого, осуществлялся радиационный контроль за продуктами питания и объектами внешней среды (вода, почва, растительность). Исследовано 484 пробы (в 1997 году - 475) пищевых продуктов и 63 пробы объектов внешней среды на содержание в них радионуклидов цезия-137 и стронция-90 Содержание радиоактивных веществ в исследованных пробах значительно ниже установленных нормативов.

Существенный вклад в дозовую нагрузку на население Таганрога вносят источники ионизирующего излучения (74.12 %), вклад медицинских рентгенологических исследований составляет 12 52 %, вклад от глобальных выпадений - 0.04 %

Три четверти естественного облучения жители Таганрога получают, не выходя из дому. Виной тому — воздух, насыщенный радиоактивным газом радоном.

О радоновых пятнах заговорили в середине 90-х после визита пятигорских геологов, обнаруживших в Таганроге залежи урана. Открытие принесло больше проблем, чем пользы: для промышленной добычи выявленное месторождение оказалось слишком незначительным, а вот для людей - совсем не безопасным.

Урановые руды, как известно, содержат радий, при распаде которого в атмосферу выделяется радон, не имеющий ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Устремляясь в тепло, газ-невидимка заполняет подвалы и нижние этажи домов. Излучаемые им альфа-частицы смешиваются с микропылью. Образуется радиоактивный аэрозоль, которым человек дышит и внутренне облучается.

В небольших количествах эманация (исторически первое название этого газа) даже полезна. В некоторых санаториях отдыхающим предлагают радоновые ванны. Однако дозы, в несколько раз превышающие норму, способны спровоцировать лейкемию и рак легких. По данным зарубежных специалистов, при концентрации радона в 200 беккерелей на кубический метр (кстати, по российским меркам предельно допустимый показатель) риск заболеть раком – у четырех человек из ста. На треть увеличивается вероятность появления белокровия у детей.