Смекни!
smekni.com

Закрытые города (стр. 1 из 2)

Архипелаг "ЗАТО"

В соответствии с Законом Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), принятым в 1992 г., к этой категории было отнесено 47 поселений, насчитывавших в общей сложности около 1,5 млн. жителей. 10 из них находились в ведении Минатома (бывшего Минсредмаша) и 37-в ведении Минобороны РФ. Тогда же, в 1992 году, была создана Ассоциация закрытых административно-территориальных объединений.

Распоряжением Правительства РФ от 4.01.1994 г. в качестве официальных географических наименований были закреплены 19 городов и 18 поселков' из числа ЗАТО. Распоряжением "открывались" не только их имена, но и данные по численности их населения, прежде как бы "размазывавшегося" по территории РФ. Эти сведения были впервые обнародованы в ежегодном справочнике Госкомстата России^ Однако при их сравнении с законом 1992 г. обнаруживается "недостача" как минимум десятка ЗАТО.

Большинство из этих "открытых" поселений - спутники крупных городских центров - Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Красноярска, Томска, Владивостока, Пензы. Обнародование данных о них заставляет внести поправки в параметры крупных российских агломераций, в реестр больших городов России, куда следует теперь включить Северск (бывший Томск-7), да и в саму картину урбанизированности российских регионов.

По состоянию на 1 января 1995 г. общая численность постоянного населения 38 ЗАТО РФ составила 1102,1 тыс. чел., из них 960,3 тыс. чел. проживали в городских и 141,8 (или 12,9%) в поселковых ЗАТО. В 1996 г. (при 40 ЗАТО) она достигла 1140,5 тыс. чел., при этом доля поселковых ЗАТО заметно выросла и составила 15,5%. Нельзя не отметить самого факта приращения населения в ЗАТО (на 38,4 тыс. чел., или на 3,4% за 1995 г.). Этот прирост заметно выделяется на фоне общероссийской тенденции к падению численности городского населения, сократившегося за то же время на 216 тыс. чел., или на 0,2%. Соответственно возросла (на 0,03%) и доля ЗАТО в численности населения России, достигнув в 1996 г. 0,77% во всем населении и 1,05% -в городском. Иными словами, "закрытым" является практически каждый сотый российский горожанин.

Из 19 городских ЗАТО рост людности за 1995-1996 гг. был отмечен в 10: наибольшее сокращение людности отмечено у камчатского Вилючинска (1,7 тыс. чел.) и у кольских Островного и Заозерска (0,9 и 0,6 тыс. чел.). Из такого же числа поселковых ЗАТО сокращение людности отмечено лишь у одного, а прирост - у десяти (еще в 7 ЗАТО людность осталась на прежнем уровне).

Публикуется по материалам Информационного бюллетеня Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997, № 16, январь.

Основная часть отмеченного выше столь значительного прироста была достигнута в результате включения в число ЗАТО г. Полярного и п. Сибирского; но и естественный прирост населения ЗАТО, уже существовавших в 1995 г., составил 2,4 тыс., или 0,2%. При этом на городские ЗАТО пришлось менее 1/3 прироста, а точнее 0,7 тыс. чел., из которых, кстати сказать, 0,3 тыс. чел. - на прирост сельского населения в ЗАТО Скалистый Мурманской области.

Само по себе число сельских жителей в составе ЗАТО незначительно (порядка 0,3-0,4% от общей численности); в 1995 г. число закрытых селян составляло 3,1 тыс. чел., в 1996 г. (с учетом г. Полярного) - 4,3 тыс. чел.

Количество наличного населения как в городах, так и в поселках ЗАТО было несколько ниже, чем постоянного, в общей сложности на 25,5 тыс. чел. в 1995 и на 37,8 - в 1996 году. В целом отсутствовало всего 2,3% постоянного населения, что является нормальным показателем. В отдельных ЗАТО (в частности, во всех северофлотских базах Мурманской области) эта доля гораздо выше.

Закрытые города имеют, как правило, более 25 тыс. жителей. Среди них один только Северск относится к числу "больших" (свыше 100 тыс. жителей), но к этому порогу близко подошли Железногорск и Озерск. С точки зрения размещения, среди закрытых городов можно выделить несколько условно компактных групп, или кустов, среди них Уральская (5 городов и 3 поселка), Кольская (5 городов), Красноярская (2 города и 3 поселка) и Подмосковная (1 город и 3 поселка). Указать их точное (а в некоторых случаях и приблизительное) положение на карте России до сих пор возможно далеко не во всех случаях.

Возникновение и особенности закрытых городов

Закрытые города Минобороны составляют ровно 3/4 от общего числа ЗАТО, но по численности населения перевешивают ЗАТО Минатома, чьи 10 городов сосредоточивали в 1996 г. 734,8 тыс. человек, или 64% "закрытого" населения. В 1992 и 1994 гг. суммарная численность населения последних составляла соответственно 705,9 и 732,9 тыс. чел., причем ее рост (впрочем, сильно замедлившийся в последние годы) обеспечивался за счет миграционного притока, составившего за 1992-1994 гг., по его оценке, 27 тыс. чел^ Не будь этого притока специалистов извне, в закрытых городах уже давно возобладала бы тенденция к постарению населения.

Среди ЗАТО Минобороны преобладают города при военно-морских базах на побережье Кольского полуострова, Камчатки и Приморья, космодромах (Мирный, Капустин Яр), испытательных полигонах, а также других военных объектах. Так, космодром Плесецк был заложен как база межконтинентальных баллистических ракет в 1957 г. Значение Плесецка резко возросло с распадом СССР, лишившим Россию прямого и безоговорочного доступа к ставшему казахстанским Байконуру. Когда в 1992 г. в РФ были созданы военно-космические силы, город Мирный при Плесецком космодроме стал их центром. Здесь же находится Учебный центр по подготовке специалистов для ракетных войск.

Возникновение "атомоградов" так или иначе было связано с атомной программой СССР, поэтому все они - дети курчатовской "Лаборатории № 2 АН СССР" в Москве^, все - более или менее ровесники, с примерно 40-50-летним жизненным стажем. Большинство возникло сразу же после войны, некоторые - в 50-е годы. Статус закрытого города присуждался тогда закрытыми указами Президиума Верховного Совета РСФСР.

По своей функциональной структуре "закрытые города" ^принадлежали к городам нового типа, характерным для эпохи НТР. Их основу составляли НИИ, КБ, опытные заводы, испытательные полигоны. Научный поиск, уникальные технические решения, позволившие выйти на передовые позиции в технологии производства, самое современное техническое оборудование и оснащение лабораторий, высококвалифицированные кадры ученых, инженеров и рабочих, спаянных многолетней совместной работой в слаженные коллективы , способные выполнять самые сложные программы, - все это обусловливало исключительно высокий, чтобы не сказать выдающийся или уникальный, научно-технический и опытно-производственный потенциал закрытых городов, зачастую опережающий или во всяком случае не отстающий от западных аналогов. Нередко в закрытых городах размещались соответствующие их профилю высшие, а также средние специальные учебные заведения, что позволяло успешно решать и кадровые вопросы^ В свою очередь, это определяло и особенности структуры их населения - высокий процент лиц с высшим образованием.

Все эти города находились на особом режимном положении, их "закрытость" была и остается отнюдь не метафорой, а физической реальностью. Их окружали и окружают контрольная (или контрольно-следовая) и запретные зоны, а сам их периметр обнесен двойными-тройными ограждениями (в том числе из колючей проволоки), внутрь которых попасть можно было только через контрольно-пропускные пункты. В географическом, не говоря об административном и практическом, смысле это ставило их жителей в состояние изоляции, а сами города - выключало из жизни окружающего района.

Своего рода компенсацией за сложности и неудобства, вызванные закрытостью от внешнего мира, служили неплохие, по советским меркам, условия жизни в закрытых городах. Они строились по индивидуальным, специально разработанным планам и характеризовались четкой планировочной структурой и высоким уровнем благоустройства. В них не было типичного советского дисбаланса между производственной и жилой застройками (обычно разделенными санитарно-защитной зоной), как и между собственно жильем, сферой обслуживания и зелеными зонами отдыха, поддерживался повышенный уровень товарного снабжения, что, в условиях планово-распределительной системы и повсеместного дефицита, имело первостепенное значение.

В то же время, в силу самих своих функций, многие закрытые города -априори зона повышенного риска для проживания. Повышенный радиоактивный фон, угрозы аварийных случаев неизбежно накладывали отпечаток на экологическую и психологическую ситуацию в них. В 1957 г. в Челябинске-65 (Озерске) произошел взрыв емкости с радиоактивными отходами, вследствие чего образовалась радиоактивная зона площадью 23 тыс. кв. км. с населением около 270 тыс. человек. Совсем недавно, 6 апреля 1993 г., взрыв произошел на плутониевом комбинате в Северске (Томске-7): это была 24-я по счету авария, некоторые из них сопровождались случаями лучевого поражения. Нередки аварии и при запусках ракет в Мирном и Капустине Яре.

Специфической особенностью закрытых городов была их высокая специализированность, сосредоточенность на своей конкретной функции. Вокруг "стержневого" производства (или вида деятельности) группировались некоторые другие - вспомогательные и сопутствующие, мощные и тоже специализированные строительные организации. Пределы развитию градообразую-щих и градообслуживающих функций ставил все тот же режим секретности, трудносовместимый с развитием нормальной городской структуры.

Проблемы закрытых городов

В новых условиях, в которых живет сегодня Россия, закрытые города, теснейшим образом связанные с ВПК, оказались в особо трудном положении. Они не только лишились былых привилегий, но оказались на грани краха и исчезновения. Спрос на их продукцию упал, и даже то, что производилось, оплачивалось с большими задержками. Уровень зарплаты сотрудников закрытых городов разошелся с их высокой квалификацией. Конверсия же требовала больших средств, которых не было.