Смекни!
smekni.com

Системные законы макроэкологии (стр. 2 из 2)

В экологическом контексте за этим утверждение скрывается мысль о качественной направленности эволюции систем, о их способности к эволюции в сторону усложнения и совершенствования организации. Но развитие происходит не только за счетокружающей среды. Но и собственных качественных ресурсов: любое новое приобретение в эволюции системы обязательно сопровождается утратой какой-то части прежднего достояния и возникновением новых, все более проблем. Отсюда следуют:

· Закон необратимости эволюции (большие системы эволюционируют только в одном направлении – от простого к сложному)

· Правило ускорения эволюции – с ростом сложности организации систем темпы эволюции возрастают.

Вот примеры платы за совершенствование в ходе биологической эволюции.

Первые настоящие клетки – предки цианобактерий (сине – зеленых водорослей), жившие 3,5 млрд. лет тому назад, были необычайно жизнестойки, выживали в любой, даже самой агрессивной среде, и не знали естественной смерти, размножаясь простым делением. Появившиеся вслед за ними ядерные, фотосинезирующие клетки приобрели более совершенную энергетику, но заплатили за это утратой бессмертия.

С появлением многоклеточных организмов, образованием царств грибов, растений и животных, выходом их на сушу еще во много раз увеличилось биоразнообразие. Началось формирование биосферы Земли. Но вместе с многоклеточностью к живым существам пришли старость и болезни, злокачественные опухоли, паразитизм.

Подвижность животных, их гибкое поведение на основе переработки сигнальной информации многократно раздвинули сферу жизни. Появился мозг – живой компьютер, органы чувств и совершенные двигательные реакции. Но за большое число степеней свободы и богатство выбора пришлось заплатить необычайно возросшей напряженностью жизни, остротой борьбы за существование, постоянным риском гибели.

Теплокровность, термостатирование мозга у высших животных намного повысили точность нервных процессов. Появились зачатки рассудочной деятельности и предпосылки интеллекта. Умение перерабатывать информацию, отделенную от инстинктов, открыло нашему предку возможность творчества, умение создавать предметы, не встречающиеся в природе. А материализация информации с помощью речи позволила преодолеть биологический запрет на наследование приобретенных свойств и обеспечила культурное наследование в виде обучения.

Человек распространил эти возможности на все стороны своей жизни, постепенно отгораживаясь от суровых природных условий, и от законов живой природы, но потребляя при этом все больше природных ресурсов. Ему ничто не давалось даром, но тем не менее он занял исключительное положение в природе, и сегодня еще трудно определить цену, которую за это приходится платить.

Есть еще одна сторона закона «ничто не дается даром». В экономике природы, как и в экономике человека, не существует бесплатных ресурсов: пространство, энергия, солнечный свет, вода, кислород, какими бы «неисчерпаемыми» ни казались их запасы на Земле, неукоснительно оплачиваются любой расходующей их системой. Оплачиваются полнотой и скоростью возврата, оборота ценностей, замкнутостью материальных круговоротов – биогенных элементов, энергоносителей, пищи, денег, здоровья…

О главном критерии эволюционного отбора («Природа знает лучше»)

Это утверждение не столь очевидно, но очень важно для понимания взаимоотношений человека и природы.

Люди создали множество вещей, которых нет в природе. Технический прогресс достиг небывалых высот. Но его побочным продуктом стала человеческая самонадеянность, убеждение в превосходстве над природой, идеология природопокорительства. Многое из того, что создал человек, природа не имеет, но не потому, что не смогла создать, а потому, что не посчитала нужным. Так быль с колесом, электродвигателем, радиосвязью, ядерной энергией. Несомненно, человеческая техника превзошла многие возможности живых организмов. Но по изобретательности использования законов природы, оригинальности, красоте конструктивных решений, по экономичности и эффективности, по здравому смыслу, технические устройства намного уступают биологическим системам. После недолгого сопротивления это вынуждена была признать бионика – наука о применении принципов действия живых систем и биологических процессов для решения инженерных задач.

Чтобы убедиться в этом достаточно сопоставить технико – экономические параметры в парах: автомобиль – лошадь, подводная лодка – дельфин, катализатор – фермент, солнечная батарея – зеленый лист растения, гидравлический компрессор – сердце, компьютер – мозг.

Все в природе – от простых молекул до человека – должно было пройти очень жестокий конкурс на вакансию в биосфере. Из многих миллионов возможных органических мономеров оставлено всего несколько десятков; отобрана лишь одна стомиллионная часть возможных белков; еще на много порядков жестче был отбор нуклеиновых кислот; сегодня нашу планету населяет лишь одна тысячная часть испытанных эволюцией видов растений и животных.

Главный критерий этого отбора – вписанность в глобальный биотический круговорот, увеличение его эффективности, заполненность всех экологических ниш. У любого вещества, выработанного организмами, должен существовать разлагающий его фермент. И все продукты распада должны вновь вовлекаться в круговорот. Такова жизнь. С каждым биологическим видом, который нарушал этот закон, эволюция рано или поздно беспощадно расставалась, находя организмы – «заместители», способные восстановить замкнутость экологических циклов.

Закон ограниченности ресурсов («На всех не хватит»)

Этой формулировки нет среди поговорок – «законов экологии» Б. Коммонера. Но она также отражает общую системную закономерность.

В природе действует правило максимального «давления жизни»: организмы размножаются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число. Репродуктивный потенциал многих организмов так велик, что если бы на какое то время были сняты ограничения размножения и остановлено умирание, то за считанные часы масса живого вещества превысила бы массу земного шара. Этого не происходит из-за ограничения по веществу: масса питательных веществ для всех форм жизни на Земле конечна и ограничена. Ее не хватает для всех делящихся клеток, появляющихся спор, семян, яиц, личинок, зародышей. Это означает, что общее количество живого вещества всех организмов планеты сравнительно мало меняется, во всяком случае в пределах больших отрезков времени.

Эта закономерность была сформулирована В.И. Вернадским в виде закона константности живого вещества: количество живого вещества биосферы (для данного геологического периода) есть константа. Поэтому значительное увеличение численности и массы каких-либо организмов в глобальном масштабе может происходить только за счет уменьшения численности и массы других организмов.

В настоящее время на нашей планете под угрозой исчезновения находятся около 30 тыс. видов растений (8 – 10% от существующих), около 10 тыс. видов беспозвоночных, 500 видов моллюсков, 500 видов птиц, 230 видов млекопитающих (6%), 110 видов рыб, 100 видов бабочек, 60 видов амфибий и т.д. В Сибири за последние десятилетия численность муксуна и стерляди снизилась в 20 раз, нельмы – в 100 раз. Причин этого – много, но главная – неразумная деятельность человека.

«На всех – не хватит» – источник всех форм конкуренции, соперничества и антагонизма в природе и в обществе.

Территория, необходимая одному человеку, по разным оценкам колеблется от 1 до 5 га. Плотность населения приближается к одному человеку на 2 га суши. Пригодны же для сельского хозяйства лишь 24% суши. Отсюда концепция «золотого миллиарда», в соответствие с которой оптимальным количеством населения является 1 млрд. человек.

Современный оптимистический прогноз говорит, что максимальное число жителей на планете с учетом предельного напряжения сельского хозяйства не должно превышать 10 – 14 млрд. Этот прогноз основан на простой интерполяции накопленных на сегодня данных. Более осторожный прогноз, учитывает углубляющиеся экологические проблемы и ставит под сомнение возможность существования такого количества людей в биосфере.

Таким образом, увеличение населения Земли, стиль жизни и уровень экологического сознания людей совместно с развитием промышленности являются основными факторами деградации биосферы.