Смекни!
smekni.com

Экологическое право и экологическая ситуация в России (стр. 7 из 19)

Физические лица подлежат административной ответственности по достижению ими 16-летнего возраста. В соответствии со ст.14 КАЛ к лицам в возрасте от 16 до 18 лет совершившим экологические правонарушения, применяются мер: предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Должностные лица подлежат ответственности за несоблюдение требований экологического законодательства, обеспечение и выполнение которых входит в их служебные обязанности.

В административном законодательстве нет определения должностного лица. Наука и практика относят к ним тех государственных служащих, которые обладают государственно-властными полномочиями, полномочиями организационно-распорядительного административно-хозяйственного характера по руководству административно-политическим, хозяйственным, социально-культурным строительством.

По действующему законодательству к должностным лиц могут быть применены лишь два вида административных взысканий - предупреждение и штраф. Поскольку противоправное поведение должностных лиц в силу выполняемых ими функций может причинить больший вред, нежели административные правонарушения других лиц, то законом об охране окружающей природной среды устанавливается в отношении должностных лиц повышенная административная ответственность в виде штрафа от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ.Кодексом об административных правонарушениях РСФСР (ст. 2 7) штраф отнесен к основным видам наказаний. Им предусмотрено, что штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате администра­тивного правонарушения. В исключительных случаях в связи с невыполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необ­ходимостью усиления ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Уголовная ответственность.

Определяется действующим российским уголовным законодательствах, подробно рассмотрена в последующих главах.

6. Экологические преступления и правонарушения, основания их разграничения.

По отраслям права, предусматривающим ответственность за экологические правонарушения и преступления, последние делятся на: административные, дисциплинарные, уголовные, гражданско-правовые. Та же, как и в отношении выделения видов ответственности, выделять иные виды преступлений (международно-правовые, например) нецелесообразно, т.к. в конечном итоге они сводятся к названным четырем видам.

Все экологические правонарушения (как и иные) разделяются на проступки и преступления. Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответственность, а преступления - уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинарной, материальной административной или уголовной. Привлечение к этим формам oтветственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальны характер. Взыскиваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов в бюджет.

Следует подчеркнуть, что на практике достаточно спорным является вопрос о разграничении экологических преступлений от проступков, поскольку около 60% содержащихся в УК РФ норм экологического права сходны с нормами административного законодательства. Объективные признаки экологического преступления и проступка обнаруживают схожесть, и состоят в нарушении одних и тех же правил: рыболовства, охоты заготовки древесины, разработки недр, соблюдения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейнов и др. Поэтому при расследовании экологических преступлений органы дознания, следствия и суды зачастую допускают юридические ошибки. Так, гражданин М. отловил пять, а Г. и У.- девять осетров, относящихся к рыбам ценных пород. К тому же каждым браконьером был причинен крупный ущерб. Несмотря на наличие в их деяниях признака квалифицированного состава преступления, в возбуждении уголов­ного дела было отказано по тем основаниям, что виновные ранее не были судимы, имеют постоянное место жительства и работу, а ущерб возмещен.

В то же время имеются факты, когда за незначительные наруше­ния правил охраны природы виновные привлекаются к уголовной ответственности. Например, гражданин Т. был осужден за незаконную добычу рыбы при отягчающих обстоятельствах, поскольку черпаком вы­ловил рыбу ценной породы на сумму пятьдесят тысяч рублей. Он исключительно положительно характеризовался по месту работы, имелось ходатайство трудового коллектива о передаче его на поруки. Но смягчающие обстоятельства не позволили гражданину Т. избежать уголовной ответственности.

Согласно новому КоАП 2002 г. административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (Ст. 2.1 КоАП).

В связи с изложенным, большое значение приобретает выявле­ние научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере экологии. В теории преобладает позиция, согласно которой преступления и проступки разграничиваются по степени общественной опаснос­ти или "вредности". Однако сами эти степени в количественном отношении не определены ни в литературе, ни в законе, и сделать это представляется невозможным, поскольку математически точ­ными, четко определенными численными выражениями сущность преступления и проступка выразить нельзя.

Представляется, что общественная опасность - совокупное свой­ство объективных и субъективных признаков правонарушения, ко­торые все вместе определяют характеристику деяния и оцениваться могут только во взаимосвязи с другими признаками. Данная пози­ция основана прежде всего на законе. В юридической конструкции состава преступления отра­жаются и количественные (неоднократность, совокупность, рецидив и т.д.) и качественные (место, время, способ, форма вины и т.д.) категории.

Решение вопроса о разграничении экологических преступлений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законода­телем непосредственно в диспозициях уголовно-правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния и их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, фор­ма вины. Например, незаконная охота без отягчающих обстоятельств (ч.1 ст. 166 ранее действовавшего УК) признавалась преступной лишь в том случае, если ранее за аналогичное правонарушение лицо под­вергалось мерам административного воздействия. Нарушение ве­теринарных правил и правил борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249 УК РФ 1996 г.) влечет уголовную ответственность лишь при наличии тяжких последствий, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия, а при отсут­ствии таковых - административную (ст.ст.97,98,101 КоАП РФ) или дисциплинарную. Уголовная ответственность за загрязнение вод возникает, если загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда здоровью человека или массовую гибель животных, рыбным запасам, животному или растительному миру, лес­ному или сельскому хозяйству (ст.250 УК РФ). Загрязнение вод, не повлекшее указанных в ст. 250 УК РФ последствий, наказывается в административном порядке в соответствии со ст. 57 КоАП РФ.