Смекни!
smekni.com

Судебное решение как основание для регистрации прав на недвижимое имущество (стр. 6 из 13)

Определенность решения означает, что в нем должен быть четко решен вопрос относительно содержания прав и обязанностей сторон в связи с тем спорным материальным правоотношением, которое служит предметом рассмотрения суда. Решение суда должно содержать ответ, кому принадлежат права, на ком лежат обязанности, каково их конкретное содержание. Данное требование, будучи соблюденным судом, влечет за собой реальность исполнения судебного решения.

Неопределенное судебное решение подлежит отмене полностью или в части.

Последнее требование, предъявляемое к судебному решению, - оно должно быть вынесено в процессуальной форме. Под процессуальной формой вынесения решения понимается как соблюдение процедуры вынесения решения, так и оформление решения в письменном виде, соответствующем содержанию и реквизитам, установленным в законе. При вынесении судебного решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Решение излагается в письменном виде.

Только судебное решение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к нему в законе, способствует выполнению задач, стоящих перед осуществлением правосудия.

2.2 Требования, предъявляемые к судебному решению, являющемуся основанием для регистрации прав на недвижимое имущество

Как было установлено в предыдущих параграфах, основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество могут быть судебные решения, определения судов I и II инстанций, постановления надзорной инстанции. Все спорные вопросы, связанные с установлением прав на недвижимость в основном разрешаются судом I инстанции в порядке искового и особого производств.

В соответствии с процессуальной классификацией иски и решения делятся на иски и решения о признании, о присуждении, преобразовательные.

Решения о признании достаточно распространены в судебной практике. К ним относятся, например, решения о признании сделок недействительными, решения о признании права собственности или пользования и т.д.

Предпосылки и цели исков о признании обусловливают возможность и необходимость использования именно их, а не других средств защиты: исков о присуждении, о преобразовании и заявлений об установлении юридических фактов. Предпосылками иска о признании является спорность прав и интерес в его определенности. Соответственно, способом защиты является установление судом определенного права или отсутствия правоотношения. Иски и решения о признании прав направлены на подтверждение (установление) существования или отсутствия спорных правоотношений, поэтому в литературе и практике их именуют также "установительными". Ими восстанавливается определенность прав и обязанностей заинтересованных лиц, обеспечивается их реализация либо пресекаются действия, не соответствующие закону.

Поскольку решениями о признании восстанавливается правовая определенность, они требуют особенной четкости и определенности формулировок. К сожалению, в процессуальном законодательстве нет специальной регламентации содержания исков и решений о признании прав. Верховный Суд Российской Федерации в отношении решений о признании указывал, что в резолютивной части решения должно быть четко и понятно сформулировано, за какой из сторон признано право. Поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения и о тех правовых последствиях, которые влекут за собой такое признание.

Решениями о признании в правоотношениях устанавливается определенность, которая создает предпосылки для решения сторонами их спорных вопросов без дополнительных затрат времени и средств. Посредством исков и решений о признании прав создается возможность осуществить защиту наиболее экономичным способом и предотвратить более сложные споры, связанные с необходимостью восстановления нарушенных прав.

Вместо исков о признании нередко заявляют требования об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Между тем, установление других фактов, имеющих юридическое значение, в суде имеет свои процессуальные особенности по сравнению с исковым порядком гражданских прав, и самостоятельное значение.

В Гражданском процессуальном кодексе закреплен примерный перечень юридических фактов, которые могут устанавливаться в суде в порядке особого производства (ст. 245,247 ГПК РФ). Кроме того, в особом производстве рассматриваются также другие дела, которые не связаны непосредственно со спором о гражданском праве. Порядок их рассмотрения схож с установлением фактов, имеющих юридическое значение. Арбитражный суд, по общему правилу, может подтверждать факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (п.3 ст. 22 АПК). К юридическим фактам, которые устанавливаются арбитражным судом, в частности, относятся: факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности; факт добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет; факт регистрации организации в определенное время и в определенном месте; факт принадлежности правоустанавливающих документов и т.п.

В судебной практике имеются примеры того, что суды неправильно определяют порядок рассмотрения заявлений об установлении прав и юридических фактов. Например, известны случаи, когда суды в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение, устанавливали факты владения паем, совершения сделок, заключения договоров, наличие права на имущество (недвижимость, автомобили, ценные бумаги и т.д.).

Эти ошибки вызваны отсутствием ясного представления о предпосылках и целях защиты. В частности, сложности возникают в определении соотношения интересов и прав, наличие которых является предпосылкой или целью защиты. Предпосылками установления юридических фактов судом общей юрисдикции в порядке особого производства служат основания, которые прямо предусмотрены ГПК. Суд вправе устанавливать лишь факты, которые порождают юридические последствия, т.е. возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций (ч.1 ст.247; ст. 250 ГПК) и действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления (п.10 ст.247 ГПК). К условиям, необходимым для установления фактов, имеющих юридическое значение, относятся также такие обстоятельства, когда заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение (ст. 248 ГПК). Наконец, в силу ч.3 ст.246 ГПК суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Цель или предмет защиты является основным критерием разграничения процессуальной деятельности. Всякое заинтересованное лицо согласно закону (ч.1 ст. 3 ГПК; ч. 1 ст. 4 АПК) вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов ("охраняемых законом интересов"). В исковом производстве защите обычно подлежат права. Суд устанавливает содержание, объем, объект и принадлежность прав. В порядке установления юридических фактов ("особом производстве" - по терминологии ГПК) – охраняемые законом интересы. Поскольку устанавливаемые судом факты предусмотрены гипотезами норм, они имеют юридическое значение. Их установление косвенно позволяет защитить субъективные права, связанные с этими юридическими фактами. Однако непосредственным предметом защиты здесь выступают так называемые "охраняемые законом интересы". Предметом защиты являются охраняемые законом интересы, так как суд устанавливает не права, а факты, которые влекут возникновение различных субъективных прав.

Согласно ст. 250 ГПК решение суда об установлении факта, подлежащего регистрации в различных органах, служит основанием для такой регистрации или оформления, не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, служит основанием для регистрации такого факта или для оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами (абз. 2 ст.133 АПК).

В некоторых случаях разграничить установление фактов и прав очень сложно. В особом производстве фактически могут быть установлены не только юридические факты, но и права. В частности, при установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа признается право на документ соответствующего лица. В случае признания имущества бесхозяйным оно подлежит передаче в собственность лиц, указанных в законе (ср.: ст.267 ГПК, ст. 225,226 ГК). Очевидно, что защита права непосредственно производится также и в результате установления факта владения строением на праве личной собственности. Таким образом, признание прав, посредством установления фактов возможно в силу прямого указания закона и при наличии других предпосылок рассмотрения заявления в особом производстве в частности, при отсутствии спора о праве.

Иногда полагают, что предметом иска о признании права собственности является лишь констатация факта принадлежности истцу права собственности, предметом судебной защиты в случае предъявления установительных исков является интерес в восстановлении определенности правовых отношений. В результате подобных воззрений возникает полная "правовая неопределенность" по вопросам о том, в каком порядке (в исковом производстве или в порядке установления юридических фактов) рассматривать заявления с требованиями о признании правоотношений и что должен постановить суд в резолютивной части судебного решения по заявлению с требованием о признании права (по поводу его содержания и объема). В судебной практике распространенной ошибкой является, например, признание права на имущество без его достаточной конкретизации. Например, по одному из дел суд указал в решении адрес, наименование и количество имущества (28 квартир). Президиум Высшего Арбитражного Суда указал, что право собственности может быть признано только на индивидуально-определенной имущество, а признать право собственности на не построенные квартиры нельзя.