Смекни!
smekni.com

Проблемы экологического права Кыргызской Республики (стр. 11 из 13)

Он вправе запрашивать необходимую информацию, посещать объекты лесного фонда и давать указания об исправлении недостатков, приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом, аннулировать разрешительные документы на пользование. Органы государственного контроля имеют право налагать административные меры наказания за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о взыскании ущерба лесному фонду.

3.5 Ответственность за правонарушения против лесного фонда

Виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.

Основанием привлечения к ответственности служит лесное правонарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это правонарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское.

Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса КР.

К области лесного законодательства в действующем УК относятся три состава преступления. Это ст. 174, 176.устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 270 – уничтожение или повреждение леса и иных объектов природы; ст. 279 - незаконная порубка деревьев и кустарников. Последние две статьи являются центральными в уголовной ответственности за лесонарушения. Рассмотрим их более подробно.

Преступление, предусмотренное ст. 270 УК КР, характеризуется высокой общественной опасностью. Ежегодно у нас в республике происходит большое количество лесных пожаров, 90% из них по вине людей. Уничтожаются сотни гектаров леса, а лесное хозяйство, природа, животный мир терпят колоссальный ущерб. Очень часто в огне лесных пожаров гибнут люди, домашний скот, а также дорогостоящая техника.

Объектом посягательства, данного преступления, выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию лесов, а равно иных объектов дикой природы.

Основным предметом преступления является лес, а также насаждения, не входящие в лесной фонд. С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (например, поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и путем бездействия (невыполнение ответственным за то лицом обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах).

Под уничтожением понимается полное сгорание лесного массива либо насаждений, не входящих в лесной фонд, или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ. Повреждение леса – это сгорание указанной древесно – кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражения болезнями и т. п.

Окончено преступление с момента уничтожения или повреждения леса либо насаждений, не входящих в лесной фонд.

Что касается ст. 279 УК КР то объект и предмет ее охраны полностью совпадает с объектом и предметом вышеописанной статьи. Отличие же их является в том, что ст.279 устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, а также повреждение до степени роста деревьев и кустарников. При этом имеются в виду деревья и кустарники, находящиеся в естественном состоянии.

Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства и выполняют экономические, а не экологические функции.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной порубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев и кустарников. Незаконной порубкой леса признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня без разрешения. Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева или кустарника от корня, либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере.

За менее значительные и менее общественно опасные правонарушения в области лесного хозяйства все совершившие их лица подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством КР.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе КР об административной ответственности. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная порубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и в качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений.

Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. Потерпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Гослесагентством с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.

Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение саженцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.

Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.

Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.

3.6 Проблема защиты лесов в Кыргызстане

Как отмечают специалисты Гослесагенства КР, ситуация в лесном хозяйстве республики значительно улучшилась после проведения ряда работ связанных с внедрением так называемой "швейцарской программы для Кыргызстана".

Столь пристальное внимание к проблемам леса было вызвано катастрофическим положением "легких республики". До сих пор идут споры, к какому виду индустрии отнести лесные хозяйства - промышленному или заповедному, входящему в систему природоохранных объектов. Как пользоваться богатством, подаренном нам природой, рубить или не рубить, что такое рациональное лесопользование? Остро стоит и проблема воспроизводства лесного богатства, сохранения экологического баланса, сложившегося за века равновесия флоры и фауны.

Эти проблемы привлекли внимание Швейцарии после визита туда Президента Республики Аскара Акаева, который ознакомил правительство конфедерации с положением лесов в Кыргызстане. Оказалось, что у нас очень много общего, и опыт страны в которой совсем недавно было лишь 3-4 % лесистости , а сегодня общая площадь лесных угодий составляет около 25 %, для Кыргызстана чрезвычайно важен.

В Кыргызстане лесистость составляет 14% или 2 миллиона гектаров. Мировая практика показывает норму порядка 25-30%. Специалисты швейцарской программы защиты леса считают , что у нас есть все возможности увеличить и оздоровить наши леса, но при взвешенном, строго научном подходе с использованием опыта и практики швейцарской науки. Самый болезненный вопрос в этом - политика вырубки и воспроизводства. В ходе дискуссий удалось выработать единую систему мероприятий по рациональному использованию лесов их сохранению и воспроизводству. Даже по самому острому вопросу - вырубке - было достигнуто понимание. Решено, что санитарная вырубка переспелых лесов все же необходима. Производство, лесная промышленность должны развиваться только в согласии с наукой и законодательством Кыргызстана.