Смекни!
smekni.com

Микробная биодеградация ксенобиотиков и токсикантов (стр. 3 из 4)

Бактерии, разрушающие негалогенированные ароматические соединения, как правило, превращают их в катехол (рис. 2) или протокатехоат (рис. 3), а затем, в ходе нескольких реакций окислительного расщепления, - в ацетил-СоА и сукцинат (рис. 4) или пируват и ацетальдегид (рис. 5). Эти последние соеди­нения метаболизируются практически всеми микроорганизмами. Галогенированные ароматические соединения, основные компоненты большинства пестицидов и гербицидов, с помо­щью тех же ферментов разрушаются до катехола, протокатехоата, гидрохинона или их галогенированных производных, причем скорость их деградации обратно пропорциональна числу атомов галогена в исходном соединении. Дегалогенирование (отщепление замещающего ато­ма галогена от органической молекулы), необ­ходимое для детоксикации соединения, часто осуществляется в ходе неспецифической диоксигеназной реакции, путем замещения галогена в бензольном кольце на гидроксильную группу. Эта реакция может происходить как в ходе био­деградации исходного галогенированного со­единения, так и потом [5].

Рис. 2. Пути ферментативного превращения ароматических соединений в катехол бактериями, разрушающими ксенобиотики

Рис.3. Пути ферментативного превращения ароматических соединений в протокатехоат бактериями, разрушающими ксенобиотики

Рис. 4. Путь орто-расщепления при ферментативном превращении катехола и протокатеохата в ацетил-СоА и сукцинат

Рис.5. Путь мета- расщепления при ферментативном превращении катехола и протокатеохата в пуриват и ацетальдегид

Биологические методы также применимы для очистки природной сре­ды от нефтяных загрязнений, представляющих собой как сточные воды нефтяной промышленности, так и непосредственное загрязнение в резуль­тате разлива нефти. Сточные воды нефтяной промышленности очищают биологическими методами после удаления большей части смеси различ­ных углеводородов физическими методами. Для этого применяют аэри­руемые системы биоочистки с активным илом, содержащим адаптирован­ное к компонентам нефти сообщество. Скорость деградации зависит от качественного состава и концентрации углеводородов, а также температу­ры и степени аэрации среды. Наиболее эффективно биодеградация осуще­ствляется, когда нефть эмульгирована в воде. Особую проблему представ­ляют выбросы и аварийные разливы нефти на поверхность почвы. Это приводит не только к загрязнению пахотных земель, но также и источни­ков питьевой воды. В почве содержится много микробных видов, способ­ных деградировать углеводороды, но их активность часто низка, в том числе и в результате дефицита отдельных биогенных элементов. В таких случаях эффективным является внесение в почву так называемых «олеофильных удобрений», в состав которых входят соединения азота, фосфаты и другие минеральные элементы, концентрации которых в почве доста­точно низки и лимитируют рост микроорганизмов. После внесения этих соединений в почву концентрация микроорганизмов-деструкторов суще­ственно возрастает, и возрастает скорость деградации нефти [2].

С помощью генетического конструирования создан «супермикроб», способный утилизировать большинство основных углеводородов нефти (рис. 6). Многие природные штаммы Pseudomonas putida несут катаболические плазмиды, каждая из которых кодирует фермент для расщепле­ния одного класса углеводородов - плазмида ОСТ обуславливает расщеп­ление октана, гексана, декана; XYL - ксилола и толуола; САМ - камфары, NAH - нафталина. Плазмиды САМ и NAH сами способствуют своему переносу, стимулируя спаривание бактерий [2].

В результате последовательных скрещиваний был получен «супер­штамм», несущий плазмиды XYL и NAH и гибридную плазмиду, содержа­щую части плазмид ОСТ и САМ. Такая мультиплазмидная бактерия растет, утилизируя неочищенную нефть. Однако возможность эффективного применения такого организма в естественных условиях требует доказательства [2].

Рис. 6. Суперштамм, полученный на основе последовательных скрещиваний четырех штаммов Pseudomonas putida. Штамм содержит XYL и NAH плазмиды, гибридную САМ/ОСТ, т.к. изолированные плазмиды Сам и ОСТ не способны существовать в одной клетке

Использование методов генетического конструирования микробных штаммов-деструкторов ксенобиотиков для практического применения находится на ранней стадии. Одна из основных проблем при конструиро­вании микроорганизмов на основе природных катаболических плазмид -стабильность. Стабильность систем «хозяин-вектор» особенно важна при интродукции штаммов в естественную среду. При возвращении микроорганизма с новой катаболической функцией в исходную природную среду ему приходится конкурировать с хорошо адаптированной к данным усло­виям среды естественной микрофлорой, сталкиваться с огромным разнообразием источников углерода, в том числе высокотоксичных. При этом совершенно неясны перспективы сохранения стабильности новой катаболической функции и, следовательно, самого штамма [2].

Пока существует большой разрыв между достижениями, полученными в конструировании микроорганизмов, и возможностями их практического применения. Вероятно, в будущем наиболее перспективными для детоксикации ксенобиотиков будут биологические системы, состоящие из мик­робиологической консорции индивидуальных организмов и микробных сообществ, полученных методами клеточной и генетической инженерии [4].

Таким образом, природные генетические механизмы обмена информации позволяют получать эффективные штаммы-деструкторы ксенобиотиков. Это тем более важно, так как общепринятые методы работы с рекомбинантными ДНК, применяемые для клонирования чужеродной ДНК с небольшим числом генов, имеют существенные ограничения при клонировании метаболических путей деградации ксенобитиков, кодируемых десятками генов. Ограничения также обусловлены недостатком знаний о механизмах деградации и структуре метаболических путей, а также возможностями риска, связанного с попаданием сконструированных организмов в среду. Методы генетической инженерии могут быть полезными для усовершенствования уже существующих деградативных способностей микробных клеток [2].

3. МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ ПУТИ БИОДЕГРАДАЦИИ КСЕНОБИОТИКОВ, СОЗДАННЫЕ МЕТОДАМИ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Некоторые микроорганизмы обладают природ­ной способностью к деградации различных ксе­нобиотиков, однако следует иметь в виду, что:

1) ни один из них не может разрушать все органи­ческие соединения;

2) некоторые органические соединения в высокой концентрации подавляют функционирование или рост деградирующих их микроорганизмов;

3) большинство очагов загряз­нения содержит смесь химикатов, и микроорга­низм, способный разрушать один или несколько ее компонентов, может инактивироваться други­ми компонентами;

4) многие неполярные соеди­нения адсорбируются частицами почвы и стано­вятся менее доступными;

5) биодеградация органических соединений часто происходит до­вольно медленно. Часть этих проблем можно ре­шить, осуществив конъюгационный перенос плазмид, которые кодируют ферменты разных катаболических путей, в один реципиентный штамм (рис.7). Если две плазмиды содержат гомологичные участки, то между ними может про изойти рекомбинация с образованием гибридной плазмиды, которая имеет больший размер и обла­дает свойствами исходных плазмид. Если же две плазмиды не содержат гомологичных участков и относятся к разным группам несовместимости, то они могут сосуществовать в одной бактерии [5].

Рис. 7. Создание бактериального штамма, способного разрушать камфару, октан, ксилол и нафталин. Штамм А, несущий плазмиду САМ (она детерминирует разрушение камфары), скрещивают со штаммом В, несущим плазмиду ОСТ (разрушение октана). При этом образуется штамм Е, который содержит гибридную плазмиду, образовавшуюся в результате гомологической рекомбинации между исходными плазмидами и обладающую функциями каждой из них. Штамм С, содержащий плазмиду XYL (разрушение ксилола), скрещивают со штаммом D, содержащим плазмиду NAH (разрушение нафталина), и получают штамм F, который несет обе плазмиды. Наконец, скрещивают штаммы Е и F, в результате чего образуется штамм G, содержащий плазмиды САМ/ОСТ, XYL и NAH.

3.1. Перенос плазмид

Большинство разрушающих ксенобиотики бактерий, модифицированных путем переноса плазмид, являются мезофильными микроорганизмами (хорошо растут при 20-400С), а температура воды в загрязненных реках, озерах и океанах обычно лежит в диапазоне от 0 до 200С. Чтобы проверить, можно ли создать бактерию, обладающую более широкими катаболическими возможностями и в то же время способную расти и развиваться при низких температурах, плазми­ду TOL (детерминирует разрушение толуола) мезофильного штамма Pseudomonas putida перене­сли с помощью конъюгации в психрофильный (с низким температурным оптимумом) штамм, ути­лизирующий салицилат при температуре, близ­ко к 0. Трансформированный штамм содер­жал введенную в него плазмиду TOL и собственную плазмиду SAL, детерминирующую разрушение салицилата, и был способен утили­зировать как салицилат, так и толуол в качестве единственного источника углерода при ОХ. Психрофильный штамм дикого ти­па (нетрансформированный) не мог расти при любой температуре, если единственным источ­ником углерода, был толуол (толуат). Эта работа показала принципиальную возможность созда­ния психрофильных штаммов бактерий, эффек­тивно разрушающих ксенобиотики в природных условиях, но для их реального получения необхо­димо провести дополнительные исследования [5].