Смекни!
smekni.com

Экологические проблемы Балтийского моря (стр. 3 из 4)

Однако эти инциденты стараются не афишировать. В частности, на острове Готланд в широкой огласке не заинтересованы туристические фирмы. Такое впечатление, что многие придерживаются точки зрения «может быть, все само собой пройдет».

На датском острове Борнхольм к возможной экологической катастрофе отнеслись значительно серьезнее. Построен очистной завод. Понемногу химическое оружие поднимают, отправляют на переработку. Но мощностей явно недостаточно.

Непосредственно возле берегов Германии было захоронено 5 тыс. т химического оружия. Руководство ФРГ еще в 50-х гг. перезахоронило их на суше. Но огромная часть боеприпасов с 0В все еще лежит на дне Балтики, разрушается, а значит, несет серьезную угрозу всем странам региона. У дна Балтийского моря проходят холодные течения от Атлантики до Финского залива. А теплые течения - у поверхности (в обратном направлении). Понятно, что от попадания ОВ в окружающую среду пострадают все государства Балтийского бассейна, необратимо изменится вся экосистема.

Захоронение химического оружия на дне моря – это не вполне продуманное решение, и его последствия являют пример экологического терроризма по отношению к экосистеме Балтийского моря и к людям, которые там проживают и работают. Оружие было захоронено, как в концентрированном виде, так и россыпью в Балтийском море в проливах Скагеррак и Каттегат, близ шведского порта Люсечиль, между датским островом Фюн и материком. Всего в шести районах акватории американские и английские оккупационные войска затопили на 302875 т отравляющих веществ. Арсеналы химического оружия, обнаруженные советскими войсками в Восточной Германии, были также затоплены в Балтийском море и включали:

• 71469 авиабомб весом 250 кг, снаряжённых ипритом;

• 14258 авиабомб весом 250 и 500 кг. снаряжённых хлорацетофеноном и арсиновым маслом и авиабомб весом 50 кг, снаряжённых адамситом;

• 408565 артиллерийских снарядов калибра 75, 105 и 150 мм, снаряжённых ипритом и люизитом;

• 34592 химических фугасов по 20 и 50 кг, снаряжённых ипритом;

• 10420 дымовых химических мин калибра 100 мм;

• 1004 технологических ёмкостей, содержащих 1506 т иприта;

• 8429 бочек, в которых находилось 1030 т адамсита и дифинилхлорарсина;

• 169 т технологических ёмкостей, в которых находилась цианистая соль, хлорарсин, цианарсин и аксельарсин;

• 7840 банок циклона, который гитлеровцы применяли в лагерях смерти для массового уничтожения пленных в газовых камерах.

Наибольшую опасность для живых организмов представляет иприт, большая часть которого на морском дне лежит в виде кусков ядовитого студня. Иприт и люизит хорошо гидролизуются и образуют токсичные вещества, сохраняющие свои свойства в течение достаточно длительного времени. Свойства люизита аналогичны свойствам иприта, однако, люизит содержит мышьяк, так что экологически опасны как продукты его трансформации, так и возможности их переноса по трофическим цепям. Поэтому строительство специальных саркофагов для затопленного химического оружия и использование иных мер по изоляции и нейтрализации отравляющих веществ есть насущная задача, решение которой должно обеспечить экологическую безопасность экосистемы Балтийского моря.

Экологические риски, сопряжённые с разрушением оболочек химического оружия, содержащего табун, иприт, люизит и фосген, могут привести к возникновению зоны поражения (по объему) от 102 до 105 м3 при продолжительности действия от 0.3 до 11 часов. Правда, следует отметить, что возможна нейтрализация иприта с помощью бактерий Pseudomonas doudoroffii . Взрывчатые вещества, заключённые в гранатах, снарядах и авиабомбах, при взрыве могут иметь воздействие на расстоянии от 5 до 300 м. Придерживаясь принципа «не навреди», проектанты трассы СЕГ(«Газпром», «Гипроспегаз» и «Питер Газ») будут прокладывать трассу в зоне шириной 500 м вне пределов досягаемости этого оружия.

Всё это, включая сведения о геологических особенностях дна Балтийского моря, об основных маршрутах судовождения (около 200 тыс. судов в год) и всю информацию регулярного мониторинга потенциально опасных мест при транспортировке углеводородов, должно быть сосредоточено и заархивировано на основе ГИС-технологий, что могло бы быть использовано для анализа состояния экосистемы, а в случае чрезвычайных ситуаций позволило бы принимать управленческие решения по ликвидации подобных ситуаций.

В случае разрыва трубопровода, в начальный период, если не произойдет воспламенения, будут протекать процессы рассеяния газа в окружающем пространстве с образованием зон «загазованности». При объемных концентрациях газа от 5 до 15% такие зоны становятся пожароопасными и могут в случае появления источника огня воспламениться с образованием вторичной волны избыточного давления и дефлаграционного пламени, представляющих определенную опасность для реципиентов, оказавшихся в пределах такой зоны. При отсутствии возгорания газовое облако со временем поднимется в верхние слои атмосферы и рассеется. Рассеиванию облака способствует резкое убывание интенсивности выброса газа из концов разрушенного трубопровода, вследствие чего уже в течение первых минут после разрыва зона загазованности, достигнув максимальных размеров, начнет быстро уменьшаться.

Наибольшую опасность представляют аварии с воспламенением газа в начальный период, т. е. непосредственно после разрыва газопровода. При этом характер горения газа и масштабы воздействия пожара на окружающую среду зависят от большого числа и конкретного сочетания ряда факторов, основными из которых являются следующие:

• рабочее давление газа, диаметр газопровода и место расположения разрыва;

• наличие и расположение разобщительной арматуры, а также возможности её перекрытия:

• способ прокладки трубопровода;

• общие размеры разрушения (линейный пробег трещины);

• характерные размеры (длина, ширина, глубина) и форма грунтового новообразования (траншея или котлован);

• свойства массива грунта;

• взаимное положение осей зафиксированных концов разрушенного трубопровода.

Проекты такого рода требуют субрегионального сотрудничества стран ХЕЛКОМ с целью экспертизы, мониторинга и повышения стандартов экологической безопасности, в частности, судоходства и рыболовства в Балтийском море.

Эвтрофикация и ее воздействие на экосистему Балтийского моря

В прошедшем столетии в результате техногенной деятельности человека объемы фосфора в бассейне Балтийского моря возросли в восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и разлагаясь там, приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение, прежде всего плотвы и тех видов рыбы которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву.

Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце летнего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половины азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он, в свою очередь, образуется вследствие сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака, испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, сильно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией Балтийского моря.

Фосфор в свою очередь попадает в море через реки и имеет сельско- и лесохозяйственное происхождение. Обильные удобрения легко стекают с полей в местные водоёмы, откуда уже в дальнейшем реками уносятся в море. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийского моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на весь бассейн Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других.

Кроме того сине-зеленые водоросли во время своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека . Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на Штромке в Таллинне, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

Заключение

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию, относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном только узкими проливами.

Балтийское море служит приемным бассейном более чем двухсот рек. Более половины общей площади бассейна Балтийского моря дренируют крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и именно в них попадает большая часть загрязняющих веществ, образующихся в результате антропогенной деятельности на территории.