Смекни!
smekni.com

Введение в специальность (стр. 2 из 3)

Рис. 2.3 НеркаOncorhynchus nerka (Walbaum, 1792) (http://ru.wikipedia.org)

Для Oncorhynchusnerka (Walbaum, 1792)свойственно большее разнообразие жизненных стратегий, по сравнению с другими видами тихоокеанских лососей, и характерно, что на ранних стадиях она шире использует озерные местообитания. Несмотря на то, что Oncorhynchusnerka (Walbaum, 1792) в основном является проходной рыбой, существуют отдельные популяции, названные «кокани», которые созревают, нерестятся и умирают в пресной воде, не выходя в морскую. Молодь из некоторых популяций может мигрировать к морю вскоре после выклева. Oncorhynchusnerka (Walbaum, 1792) проводит от одного до пяти лет в океане перед возвращением в пресную воду для нереста и умирает летом или осенью.

Кижуч Oncorhynchus kisutch (Walbaum, 1792) представлен двумя формами — ранней и поздней (рис. 2.4). Эти формы различаются по срокам хода и нереста. Особи ранней формы заходят в реку, начиная с первой декады августа до конца сентября, выбирают для нереста ключи с “чащами” и основное русло реки в нижнем и верхнем течении. Oncorhynchus kisutch (Walbaum, 1792) поздней формы заходит в реку в октябре-ноябре и нерестится до конца января. Производители этой формы предпочитают занимать участки в нижнем течении реки в ключах и протоках, всегда в местах выходов грунтовых вод. Наиболее многочисленной является ранняя форма. Длина Oncorhynchus kisutch (Walbaum, 1792) варьирует от 40 до 75 см, масса от 1 до 7 кг, плодовитость — 1–7,5 тыс. экз. Потери при нересте составляют до 50%, смертность икры при инкубации в гнездах 20%. От каждой пары производителей возвращаются в среднем 4 особи. Развитие Oncorhynchus kisutch (Walbaum, 1792) в грунте длится до 4–5 месяцев. В реке молодь задерживается на 1–2 (редко на 3–4) года. Основная масса рыб возвращается после 1,5 лет морских миграций.

Рис. 2.4 КижучOncorhynchus kisutch (Walbaum, 1792) (http://ru.wikipedia.org)

Брачный наряд Oncorhynchuskisutch (Walbaum, 1792) начинает формироваться непосредственно перед заходом на нерестилища и проявляется в изменении окраски на красновато-зеленоватую с черными пятнами неправильной формы. Горб у самцов не образуется. Прочие брачные изменения, как обычно, наиболее выражены у самцов и проявляются в искривлении и удлинении челюстей, образовании мощных зубов и загнутого носа.

Чавыча Oncorhynchus tshawytscha (Walbaum, 1792) — ценный, но малочисленный вид лососей (рис. 2.5).

Главные места воспроизводства — бассейны крупных рек. В естественной среде чавыча при нересте теряет до 80% икры, во время развития в гнездах гибнет в среднем 3%, однако бывают случаи, когда гибель достигает 100%. Молодь нагуливается в реке 1–3 года. На первом году жизни гибнет до 40% сеголетков. Возврат в природе составляет 0,04%. Производители возвращаются на нерест после 1–5 лет нагула в море. Средняя длина тела около 80 см, а масса 8 кг. Плодовитость составляет 10 тыс. икринок. Отдельные экземпляры чавычи достигают массы 57 кг.

Рисунок 2.5. ЧавычаOncorhynchus tshawytscha (Walbaum, 1792) (http://ru.wikipedia.org)

В Беринговом море наиболее биопродуктивный район приходится на его западную часть. В этом регионе обитает более 1 миллиона голов ластоногих. В их числе лахтака — около 250000 голов, морского котика почти 240000, моржа — около 200000, акибы — 130000, крылатки — 117000 и ларги — 107000 голов. (Смирнов А.И. Биология, размножение и развитие тихоокеанских лососей. — М.: МГУ, 1975. — 335 с.)

В Беринговом море также наиболее многочисленны такие китообразные, как серый кит (около 24000 голов), белуха (10000 голов), полярный (гренландский) кит (около 8000 голов).

Морская акватория, прилегающая к Камчатскому полуострову, является крупнейшим промысловым районом России. Общий допустимый улов рыбы и морепродуктов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне оценивается в пределах 3 млн. тонн, что составляет 65% промысловых запасов Дальневосточного региона и 39% от общероссийских показателей. Общая стоимость морских биологических ресурсов, разрешенных к вылову ежегодно в зоне ответственности пограничного управления, превышает 3,6 млрд. долларов США. Освоение этих ресурсов осуществляется круглый год, при этом плотность рыбодобывающего флота, находящегося на промысле одновременно, достигает до 500 судов.

Берингово море (особенно северо-западная часть) весьма холодноводное: зимой большая его часть покрыта льдом. Промысловаяихтиофауна представлена прежде всего минтаем, треской, сайкой, сельдью (два стада — корфо-карагинское и восточно-беринговоморское), камбалами и палтусами, морскими окунями, терпугами, тихоокеанскими лососями, макрурусами, угольной рыбой. В большом количестве встречаются камчатские крабы и крабы-стригуны (особенно в восточной части моряив Олюторском заливе), а также креветки. На островах Прибылова и Командорских островах расположены лежбища морских котиков, а на льдах и на побережьях – скопления тюленей. Здесь же обитают стада китов.

В Беринговом море промысел ведут рыбаки нескольких государств: России,Япониии США,добывая более 3 млн т, главным образом минтая (2,2 млн т), сельди (0,13 млн т), кам­бал (0,12 млнт),морских окуней, лососей, крабов, креветок. (Дулепова Е.П. Современное состояние компонентов экосистемы Берингова моря // Северная пацифика. — 2001. — №2. — С. 74–80.)

Выделены три района повышенной рыбопродуктивности: северо-восточная часть Карагинского залива, центральная часть Корякского шельфа и склона и акватория у мыса Баварии, которые являются динамически активными зонами.

Исходя из особенностей биологии, промысловые гидробионты разделены на три группы: 1 — короткоцикловые виды с резкими флукгуациями численности: мойва, сайка, кальмар, креветки; 2 — высокочисленные рыбы со средней продолжительностью жизни и относительно плавной амплитудой динамики запасов: сельдь, минтай, треска, навага, камбалы; 3 — долгоживущие рыбы, не достигающие высокой численности: палтусы, морские окуни, угольная рыба.

Высокаярыбопродуктивность Берингова моря интенсивно используется промыслом,изапасы большинства объектов уже испытывают это воздействие, в результате чего съем рыбопро­дукции на шельфе достигает 1500 кг/км2, а пелагических рыб — 500 кг/км2, т. е. достигает уровня,свойственного продуктивным районам Мирового океана. Некоторое дальнейшее увеличение объема вылова возможно за счет освоения сырьевых ресурсов минтая, сайки, терпуга итрески, запасы которых недоиспользуются. В то же время интенсивность лова остальных объектов в большинстве случаев достигла предела или даже превысила его и запасы многихпромысловых объектов снизились (камбалы, морские окуни, камчатские крабы и др.).

Российский промысел в Беринговом море развился главным образом в его западной части и обеспечивает вылов более 500–700 тыс т.

Западная часть Берингова моря — один из высокопродуктивных районов морского промысла Дальнего Востока. Это место воспроизводства и нагула большого количества пелагических и донных рыб, беспозвоночных, морских птиц и млекопитающих. Высокая численность промысловых видов определяет и обеспечивает массовую добычу и заготовку ценнейших биологических ресурсов.

Проблема многовидового промысла рыб непрерывно связана с задачей сохранения биоразнообразия видов. В связи с растущим не легальным выловом рыбы, многие виды находятся в критичном состоянии, популяции которых находятся на грани полного исчезновения. Криминальное браконьерство явно нацелено на добычу икры, спрос на которую за пределами Камчатки весьма высок. Поэтому браконьеры, отлавливая зашедших с моря рыб, выбрасывают их в реку и по берегам. Браконьерский промысел, забирая в самой реке и на нерестилищах лососей разного происхождения, при наличии их интенсивного воспроизводства, функционирует как механизм, обеспечивающий постепенное замещение естественных популяций искусственно выращенными рыбами. Причем, как браконьерство, так и искусственное разведение рыб уменьшают их биологическое разнообразие за счет непропорционального изъятия генотипического материала, снижая устойчивость популяции к воздействию неблагоприятных факторов.

В российской (западной) части Берингова моря числится 30 промысловых объектов. Среди них 20 объектов составляют рыбы; 5 — беспозвоночные; 4 — млекопитающие и 1 — водоросли. О промысловом значении отдельных объектов можно судить по величине общего допустимого улова (ОДУ). (Дулепова Е.П. Современное состояние компонентов экосистемы Берингова моря // Северная пацифика. — 2001. — №2. — С. 74–80.)

3 НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ БЕРИНГОВА МОРЯ

Основными факторами, угрожающими Беринговоморскому экорегиону являются: неправильное ведение рыболовства, включающее разрушение местообитаний океанического дна; чрезмерный прилов; «перевылов рыбы»; недостаток экосистемных принципов в режимах регулирования и незаконное рыболовство, особенно в западной части Берингова мора.

Перелов, прилов и использование запрещенных орудий лова — основные и самые опасные нарушения технологий промысла для морских экосистем. Самым распространенным видом нарушения является перелов. Перелов — это намеренное, реже ненамеренное превышение допустимых лимитов на вылов. В существующих экономических условиях руководители рыболовных предприятий сознательно организовывают промысел таким образом, что экипажи судов вынуждены вылавливать сверх лимита, либо вылавливают более ценные виды рыбы в счет лимитов менее ценных видов, что относится к браконьерскому промыслу.