Смекни!
smekni.com

Культурно-техногенная среда в мегаполисах.Экологические аспекты (стр. 3 из 6)

Если рассмотреть духовные запросы жителей мегаполисов и провинций с этой точки зрения, то обнаружится, что не менее 55% жителей обеих столиц, 53,3% жителей большой и 41,3% населения малой провинции обладают ярко выраженным интеллектуальным запросом. Именно эта доля российского населения в своем подавляющем большинстве любит театр, искусство (таких среди них до 80% как в мегаполисах, так и в провинциях, при том, что среди «обывателей» они нравятся лишь каждому третьему); 75,2% и 87,4% «интеллектуалов» из столиц и провинциальных российских городов стремится к самообразованию (этот важнейший компонент досуга присутствует всего у 29,0% «обывателей» независимо от места проживания); от 80% до 90% ценят русскую классику, увлекаются классической музыкой (люди с обыденными запросами из столиц и провинций только в каждом пятом случае). Наконец, именно «интеллектуалы» являются основными зрителями проблемных телевизионных передач (53,7% в мегаполисах и 66,1% в провинциях на фоне 18,2% и 32,6% среди «обывателей»). [3]

В общем, люди именно этой категории являются носителями городской культуры, и именно их неудовлетворенные запросы в сфере досуга, рекреации и социального участия должны определять развитие этой сферы жизни российского общества в дальнейшем. Ведь это наиболее образованная его часть, поскольку 72,8% «интеллектуалов» из столиц, 62,9% – из крупных и 48,1% – из малых городов имеют или получают высшее образование (среди «обывателей» таких 23,0%, 30,6% и 17,9% соответственно). Более того, у 40,5% приверженцев интеллектуальной модели духовной жизни в мегаполисах, у 25,7% из большой и у 18,0% из малой провинции родители тоже имели высокий уровень образования (в отличие от «обывателей», у которых родители имели высшее образование, соответственно, в 16,6%, 15,0% и 7,5% случаев).[3]

Таким образом, модели духовных предпочтений россиян, где бы они ни проживали, обладают относительной устойчивостью, передаются из поколения в поколение и отражают определенную установку индивида на понимание себя и своего статуса в обществе. В этой связи немаловажно, в какой мере удовлетворяются высокие духовные и интеллектуальные запросы жителей мегаполисов и провинций? Каковы их реальные досуговые практики, чем они отличаются от практик тех, чьи духовные запросы явно ниже? Это необходимо выявить, чтобы понять, каким образом представления о желаемом стиле жизни могут на сегодняшний день реализовываться в действительных возможностях жителей столиц и провинций. [3]

Мегаполисы:

Провинции:

Рисунок 4. Специфика духовных запросов жителей мегаполисов и провинций

и тип практикуемого ими досуга, в %

Данные рисунка 4 в целом подтверждают, что проблема досуга жителей любых типов поселений – это не только проблема возможностей, но и проблема выбора, и в большинстве своем наиболее культурная и образованная часть российского общества выбирает ориентацию именно на активный полноценный внедомашний досуг. Однако проблема мегаполисов и провинций все-таки существует в том смысле, что в столицах даже тем, чьи запросы не слишком обширны, удается потреблять различные развлекательные и рекреационные услуги. Видимо, предложение таково, что мимо него сложно пройти, и в основном столичные «обыватели» из всех возможных форм активного досуга выбирают именно развлечения, преимущественно в ночных клубах, барах и ресторанах, а также спорт, что и предопределяет собой довольно высокий уровень их внедомашней досуговой активности по сравнению с провинциальными «обывателями».

С другой стороны, не следует забывать и о материальной стороне проблемы. Приведем следующие данные. Только 40% жителей мегаполисов и крупных городов, претендующих на полноценную духовную жизнь, реально посещает театр (о своей любви к нему, как отмечалось, сообщило до 80% россиян-«интеллектуалов»). В малых городах это делают и того меньше – всего 29,3% опрошенных. Музеи и выставки посещают 33,9% «интеллектуалов» из Москвы и Санкт-Петербурга, но только каждый пятый «интеллектуал» в провинциях. До 40% «интеллектуалов» из столиц и провинций заявляют, что им нравится Интернет. Однако в реальности имеют возможность пользоваться дома компьютером только 18,2% из них в мегаполисах и крупных городах и 12,2% в малой провинции («обыватели» имеют доступ к Интернету в основном в мегаполисах). И только проблема самообразования и духовного самосовершенствования более или менее успешно решается интеллектуально ориентированными россиянами независимо от их места проживания. По крайней мере, литература, музыка, кино, увлечения и занятия по интересам присутствуют в их жизни практически в равной степени. Однако это как раз те формы проведения свободного времени, которые носят преимущественно домашний характер и требуют существенно меньших материальных затрат.

Подводя итог анализу ситуации с досугом и свободным временем у жителей российских городов, подчеркнем, что, несмотря на сложившиеся стереотипы, реальные досуговые практики и структура духовных потребностей у жителей мегаполисов и провинций во многом похожи. Безусловно, в столичных регионах более развитая инфраструктура и больше возможностей в сфере досуга и отдыха. Эти широкие возможности бьют в глаза, впечатляют провинциальных жителей, что, впрочем, происходит по отношению к любым другим столицам мира. И в любой стране мира это порождает схожие стереотипы о «столицах» и «провинциях», а в российских условиях принимает форму мифа о погрязших в скуке и пьянстве провинциях и «продвинутых» столицах – центрах образования и культуры. Однако, судя по данным настоящего исследования, это все-таки не более, чем миф, и даже те различия, которые все-таки фиксируются в сфере досуговой активности у жителей мегаполисов и провинций, по мере дальнейшего роста доходов последних будут постепенно исчезать.[3]

2. Техногенная цивилизация.

Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в истории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изучении природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек, 40% зданий превращено в пепел, а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости.

26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойные ночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора, защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально разрушены. На свободу вырвались цезий, стронций, плутоний, - радиоактивные элементы, которые невозможно обезвредить никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч человек!

Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30 человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват, что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира?

Виноваты были люди. Физики, инженеры, создавшие далеко не совершенный реактор, операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею, т. е. виноваты были все мы.

Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами. В 1984 году во Франции компьютер, установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы. Водохранилище сбросило 2,5 млн кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины.

В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек.

Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искуственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал “занято”, показал, что машины могут “сойти с ума” сразу во всем мире. Избавившись от угрозы быть сьеденным тигром, человек, попав в столь же чуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В России на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек, чем погибло за все годы войны в Афганистане! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

Развитие техники влечёт за собой увеличение городского населения. К концу первой четверти XXI в. ежегодный рост городского населения в развивающихся странах по одному из прогнозов ООН составит примерно 90 млн.человек. Это ведет к поглощению городами сельскохозяйственных земель. Но именно в большинстве развивающихся стран, где нередко (особенно в Африке) часть городского населения занимается сельским хозяйством, особенно болезненно проявляется растущая нехватка сельскохозяйственных угодий. Такое “расползание” городов также ухудшает и экологическое состояние урбанизированных территорий в развивающихся странах.

В тоже время революция в области коммуникаций и информации достигла таких масштабов, каких не могли себе представить предшествующие поколения. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейшей информационной технологии привели к впечатляющему рывку вперед в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни. Информация превратилась в глобальный, в принципе неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления.