Смекни!
smekni.com

Иерусалим - столица королевства крестоносцев (стр. 3 из 3)

Рост еврейского населения города

Завоевание Палестины и Сирии египетским правителем Мухаммадом Али и его сыном и наместником Ибрагим-пашой в начале 30-х годов XIX века стало поворотным пунктом в истории еврейского Иерусалима. Египетский режим, продержавшийся в городе с 1831 по 1840 год, был более терпим к национальным меньшинствам, тем более, что он испытывал на себе большое влияние европейских государств. В 1835 году Ибрагим-паша разрешил еврейской общине Иерусалима отстроить четыре старые синагоги в центре Еврейского квартала. Речь шла о реконструкции сефардских синагог, находившихся на грани разрушения, так как все предыдущие ходатайства перед властями об их ремонте были отвергнуты. В 1836 году ашкеназские евреи добились у египетского правителя специального указа, признающего за ними право на участок, купленный когда-то саббатианской группой Иехуды Хасида и конфискованный властями более ста лет назад. Этот указ создал условия для возрождения ашкеназской общины Иерусалима, и вскоре на возвращенном участке была построена первая ашкеназская синагога. Опустошительное землетрясение в Цфате в 1837 году и беспорядки на севере страны в 40-х годах XIX века побудили многих евреев Галилеи переселиться в Иерусалим, и к середине XIX века иерусалимская община стала самой значительной из еврейских общин Эрец-Исраэль.

Восстановление турецкой власти в Палестине в 1840 году оказало значительное влияние на дальнейшее развитие еврейской общины Иерусалима. По настоянию западноевропейских евреев-филантропов Моше Монтефиоре23 и Адольфа Кремье24 турецкий султан выпустил указ, уравнивавший статус евреев со статусом других подданных Турции. Евреи Иерусалима должны были избрать в качестве представителя всей еврейской общины Эрец-Исраэль главного раввина, или Хахам-баши (по еврейской традиции он носил титул "Ришон ле-Цион" - "Первый в Сионе"). На этот пост мог избираться только сефардский раввин, так как турецкие власти признавали только сефардскую общину.

Тем не менее, в этот период наблюдается рост ашкеназской общины в Иерусалиме. Наиболее влиятельной ашкеназской группой в городе были так наз. прушим - последователи знаменитого рабби Элияху из Вильно (Виленского гаона25). Первые прушим прибыли в Эрец-Исраэль в 1808 году и осели в Галилее, но в 1814 году из-за свирепствовавшей там эпидемии многие из них переселились в Иерусалим. В 30-е и 40-е годы XIX столети к ним присоединяются новые переселенцы - из Литвы и Белоруссии. Они учреждают свои собственные суды, синагоги и иешивы. Вторая крупна ашкеназская группа, состоявшая из хасидов26, стала селиться в Иерусалиме, в основном, после землетрясения 1837 года, разрушившего Цфат. Из-за своей малочисленности - хасиды как члены ашкеназской общины - долгое время находились в большой зависимости от прушим.

Несмотря на определенное улучшение статуса евреев в Иерусалиме, положение еврейской общины города в целом оставалось тяжелым. Больша часть ее членов жила на пожертвования из-за рубежа. Еврейский квартал представлял собой лабиринт узких грязных улиц с обилием полуразрушенных зданий. Недалеко от сефардских синагог располагалась городская бойня, распространявшая зловоние на весь квартал. Один из европейских путешественников, некто Г.Шерер, посетивший Иерусалим в 1859 году, назвал Еврейский квартал города самым жалким гетто Востока.