Смекни!
smekni.com

Курс мировой истории (стр. 4 из 11)

№ 14 Эпоха возрождения Западной Европы.

Возрождение – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. Наиболее ярко Возрождение проявилось в Италии, т.к. в Италии не существовало единого государства (за исключением юга). Основная форма политического существования - небольшие города-государства с республиканской формой правления, феодалы слились с банкирами, богатыми купцами и промышленниками. Поэтому в Италии феодализм в его полных формах так и не сложился. Обстановка соперничества между городами, ставила на первое место не происхождение, а личные способности и богатство. Была потребность не только в энергичных и предприимчивых людях, но и в образованных. Поэтому появляется гуманистическое направление в образовании и мировоззрении. Возрождение принято делить на Раннее (начало 14 - конец 15 ) и Высокое (конец 15 - Первая четверть 16.). К этой эпохе относят величайших художников Италии – Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонарроти (1475 -1564) и Рафаэля Санти (1483 – 1520). Такое деление применимо непосредственно к Италии и, хотя наивысшего расцвета Возрождение достигло на Апеннинском полуострове, его феномен распространился и на другие части Европы. Сходные процессы к северу от Альп получили название «Северного Возрождения». Сходные процессы происходили и во Франции, и в городах Германии. Средневековый человек, и люди нового времени свои идеалы искали в прошлом. В эпоху средневековья люди считали, что они продолжают жить в. Римской империи, продолжалась и, культурная традиция: латынь, изучение римской литературы, разница ощущалась только в религиозной сфере. Но в эпоху Возрождения изменился взгляд на античность, с которой увидели нечто, в корне отличающееся от средневековья, главным образом, отсутствие всеобъемлющей власти церкви, духовную свободу, отношение к человеку как к центру мироздания. Именно эти представления стали центральными в мировоззрении гуманистов. Идеалы, столь созвучные новым тенденциям развития, породили стремление воскресить античность в полном объёме, и именно Италия с её огромным количеством римских древностей стала благодатной почвой для этого. Возрождение проявлялось и вошло в историю как период необыкновенного взлёта искусства. Если раньше произведения искусства служили церковным интересам, то есть были культовыми предметами, то теперь создаются произведения, чтобы удовлетворить эстетические потребности. Гуманисты считали, что жизнь должна приносить удовольствие и средневековый монашеский аскетизм ими отвергался. Огромную роль в становлении идеологии гуманизма сыграли такие итальянские писатели и поэты, как Данте Алигьери (1265 - 1321), Франческо Петрарка (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 – 1375). Собственно, они, особенно Петрарка, и явились основоположниками и ренессансной литературы, и самого гуманизма. Свою эпоху гуманисты воспринимали как время расцвета, счастья и красоты. Но это не значит, что она была лишена противоречий. Главным из них было то, что она оставалась идеологией элиты, в народные массы новые идеи, не проникали. Да и у самих гуманистов было иногда пессимистическое настроение. Страх перед будущим, разочарование в человеческой природе, невозможность достижения идеала в общественном устройстве пронизывают настроения многих деятелей Возрождения. Пожалуй, наиболее показательным в этом смысле было напряжённое ожидание конца света в 1500 году. Возрождение закладывало основы новоевропейской культуры, новоевропейского светского мировоззрения, новоевропейской независимой личности.

№ 15 Начало Нового времени. Развитие научных знаний.

Понятие «Новое время» появилось в европейской науке в XV—XVI вв., в эпоху Возрождения. Гуманисты стали подразделять историю на три «эпохи» — древнюю, среднюю, новую. Наступление «новой эпохи» связывали с развитием светской идеологии, науки и культуры и с борьбой за освобождение от диктата католической церкви. В западноевропейской исторической науке деление истории на древнюю (до падения Западной Римской империи в 476 г.), средневековую (до падения Византийской империи в 1453 г.) и новую (современную) является традиционным. Новое время связывается с утверждением буржуазной индустриальнои цивилизации.

Возникла граница средних веков и нового времени - конец XV — начало XVI в. Эпоха накопления капитала, зарождения и развития мануфактурного производства знаменовала наступление нового времени. Европа стала центром прогрессивного развития человечества.

Таким образом, «Новое время» — это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем. Разрыв со средневековьем и господствовавшими феодальными порядками знаменовали буржуазные революции в Голландии XVI в. и в Англии XVII в., превратившие эти страны в передовые европейские державы. Переход от феодализма к капитализму занимает значительную историческую эпоху. В течение 17-18 столетий происходил переход из средневековой цивилизации в индустриальную эру.

Происходила модернизация (разрушение устоев) — сложный и длительный процесс. Она включила в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур, становление гражданского общества и правового государства, научную революцию и переворот в общественном сознании (утверждение свободомыслия и атеизма).

В ценностях на первый план выдвигалась активная деятельность человека. В отличие от средневековья, человек нового времени не ограничен социальными рамками своего сословия. Он начинает ощущать себя частью нации. Европейская цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности человека - ум и деловые качества. Они не зависели от происхождения и ценились выше всего. Это привело к заключению «общественного договора».В нём были права человека, гражданского общества, личности и защита ее достоинства и свободы.

Происходит революция в сознании европейцев. 17 в. стал временем научной революции, временем замечательных открытии и изобретений. Разработана научная картина мира. Созданы маятниковые часы, микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр, гигрометр, счетная машина. XVII в. — век Галилея, Бэкона, Кеплера, Декарта, Ньютона, Лейбница, Паскаля и др. Появляются первые академии наук, первые обсерватории и первые научные журналы.

№16 Создание Российской Империи.

В конце XV в. завершилась более чем двухвековая героическая борьба русского народа за национальную независимость и создание единого государства. Завершилось объединение, северо-восточных русских земель вокруг Москвы. С конца XV в. употребляется термин Россия.

Русско-славянская традиция с самого начала истории Российского государства была ведущей. Скоро начинает проявляться и многоэтническая особенность России, в состав которой входят нерусские народы Среднего Поволжья и Приуралья. Хотя территория нового государства и была сравнительно обширной, еще большая часть исконно русских земель находилась в составе Великого княжества Литовского, Будущие украинцы и белорусы тогда еще именовали себя русскими. В XVI—XVII вв. задачи присоединения западных русских (украинско-белорусских) земель были главными во внешней политике московского правительства.