Смекни!
smekni.com

Россия в конце 19 века. (стр. 2 из 2)

Для русской живописи вторая половина XIX в. также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории явилась организация в 1870 г. "Товарищества передвижных художественных выставок", объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере передвижников, в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России. Многих передвижников волновали самые злободневные сюжеты (В. Е. Маковский — "Осужденный", "Узник", "Вечеринка"; Н. А. Ярошенко — "Курсистка", "Студент"; Г. Г. Мясоедов — "Земство обедает" и пр.); привлекали образы людей труда — крестьян и рабочих (Мясоедов. "Косцы"; Ярошенко. "Кочегар"; В.М.Максимов. "У своей полосы"). Не чуждались они и "вечных", в том числе и евангельских тем (И. Н. Крамской. "Христос в пустыне"; Н. Н. Ге. "Что есть истина"; В.Д.Поленов. "Христос и грешница"). Были среди них замечательные мастера исторической живописи (В. И. Суриков. "Утро стелецкой казни" и пр.), великолепные мастера пейзажа (А. К. Саврасов. "Грачи прилетели"; И. И.Шишкин. "Лесная глушь", "Рожь", "Дубовая роща"; А. И. Куинджи. "Украинская ночь"), выдающиеся портретисты (В. Г. Перов, Крамской, Ярошенко). Даже в этой необычайно талантливой среде выделялся И. Е. Репин, с одинаковым блеском творивший во всех жанрах ("Бурлаки на Волге", "Царевна Софья", "Не ждали" и пр.).

Окончательно складывается национальная русская школа в музыкальной культуре: так же, как и в живописи, здесь определяющую роль играло своеобразное творческое содружество "Могучая кучка", объединившее близких по своим художественным идеалам композиторов: М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Все они в своем творчестве были близки к народному мелосу, русской песенной стихии, так же, впрочем, как и творивший вне этого кружка П. И. Чайковский.

Для архитектуры этот период оказался наименее плодотворным. Подавляющее большинство зданий этого времени — фабрик, заводов вокзалов, "доходных домов" — создавалось из чисто практических соображений, без всякого архитектурного изыска. В строительстве широко использовали новые материалы — цемент, песок, железобетонные конструкции.