Смекни!
smekni.com

История Татарстана в XIX веке (стр. 2 из 4)

Поселения в XIX веке

У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в осн. располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для Т. Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения, беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т.д. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск. мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр. поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. Усадьбы разделялись па две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево. Преобладала срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные избы со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома. Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц. крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Терр. различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной -глина, камыш. Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и степной зон иногда - вост. вариант южнорус. плана, изредка встречался план с обратным па-правлением устья печи (к входу) и редко у Т.-мишарей Окского басс.- западнорус. планировка. Традиц. черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места "тур" в сер. нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на жен.- кухонную и муж.-гостевую половины. Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т.-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным (у отд. групп Т.-мишарей Окского басе.), вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев. ареалах и особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т.д. Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казан. Т. р-нов Заказанья: старинные постройк, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная резьба больше использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

Одежда в XIX веке

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку, Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основа питания

Основу пиания составляла мясо-молоч. и растит, пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), кати, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у нек-рых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавыр-сака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины(любимое мясо мн. групп) готовили вяленую колбасу (казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молоч. продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др.

Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки -чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились нек-рые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май),- свадебное блюдо и др.

Демографическая ситуация

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. 20 в. существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые элементы жен. затворничества.