Смекни!
smekni.com

Историческая демография (стр. 8 из 8)

Сельские поселения.

Сельские поселения делились на две большие группы: сплошные и крупные; мелкие, одиночные. В XVIII — начале ХХ вв. повсеместно (исключая Курляндию и т.д.) преобладают сплошные и крупные сельские поселения. Они так же подразделялись в зависимости своих размеров: слободы; села; сельца; деревни; хутора и т.д. По количеству жителей сельские поселения делились на мелкие — 50 чел., средние — 50-500, крупные — свыше 500. В России число сплошных поселений постоянно возрастало, а в Западной Европе — сокращалось. В 1857 г. в Росси насчитывалось 245 тыс. сплошных поселений, и 87 тыс. — мелких. В 1910 г. — 405 и 180 соответственно. До освобождения крестьян людность сельских поселений возрастала, а после освобождения - численность мелких поселений постепенно возрастает. Средняя людность начинает чуть-чуть сокращаться. Расстояние между сельскими поселениями в Европейской части России составляло в 1857 г. — 3,8-4 км., а в 1917 г. — 2,5. В Сибири этот показатель равнялся 31 км. Необходимо отметить существование очень крупных сельских поселений — с населением свыше 2 тыс. чел. В середине XIX в. таких поселений было около 3-х тыс. В 1910 г. — 5 тыс. Начинает постепенно размываться граница между селами и городами. Происходит дифференциация сельских поселений на мелкие (связанные с с/х нуждами) и крупные (связанные с торговлей и ремеслами). В крупных сельских поселениях активно развиваются рыночные отношения, они теснее связаны с городами и более сильно испытывают их влияние. Все это создавало основу для трансформации их в городские поселения. Но были также и крупные поселения, не перешедшие в разряд городов, это была связано с тем, что решение о переводе сельского поселения в разряд города осуществлялось через помещика — бывшего владельца этого поселения, а он уже решал, что ему более выгодно. Число городов в пореформенный период растет медленно. Во второй половине ХIХ в. происходят очевидные изменения.

Особенности демографического развития неправославных народов России.

У неправославных народов России была хуже налажена статистическая система, поэтому данные даются по четырем основным конфессиям: католики (5 %); протестанты (3,5 %), евреи (более 4 %), мусульмане (приблизительно 4 %). Католическое и протестантское население в большинстве своем было сосредоточено в Прибалтике западных губерниях, вошедших в состав России в ХVIII в. Они развивались под европейским влиянием и представляли собой промежуточную модель между европейским и западноевропейским демографическим типом. В ХVIII в. в Эстонии около 94 % населения проживало в сельской местности. Первый брак был характерен для мужчин в возрасте 26 лет, женщин—23. 84 % женщин в возрасте до 24 лет состояли в браке. К 35 годам — 95 %. Общий коэффициент брачности составлял 9,5 промилле. Рождаемость — 40 промилле. Смертность — 31 промилле. Средняя плодовитость 8-9 рождений. Примерно такими же были показатели у литовцев и латышей. В ХIХ в. происходит снижение всех показателей, которые продолжается вплоть да начала ХХ в. Народы Прибалтики и западноевропейских стран достигли существенного прогресса в снижении смертности и регулировании рождаемости. Находясь на рубеже ХIХ — ХХ в. на стадии демографического перехода от традиционного типа воспроизводства к рациональному. Конец 40-х — 50-е гг. ХIХ в. по некоторым народам свидетельствует о снижении количества рождений на 1 брак, составлявших у православных—4,7, у протестантов — 4,2 у мусульман — 4,5 рождений. Средняя цифра по России составляла 4,5 рождения. Наиболее высокий естественный прирост был у мусульман европейской части России, связанный со сравнительно низкой детской смертностью. Наименьший прирост — у евреев — (из-за высокой детской смертности). К концу ХIХ в. у евреев средняя продолжительность жизни составляла 37 лет и была меньше, чем в Прибалтике (41-43 года для мужчин). Хотя большинство евреев жило в черте оседлости, они первыми начали переходить к рациональному воспроизводству. Мусульмане европейской части России мало отличались от православного населения в демографическом плане. Но к концу ХIХ в. они занимали уже промежуточное положение между православными и прибалтами. Мрачность у мусульман была выше, а рождаемость ниже, чем у православных. Мусульмане Средней Азии уступали православным по всем демографическим показателям. Средняя продолжительность была наибольшей у латышей — 43 года. А наименьшей у русских — 27,5 лет. Это обуславливалось демографическим переходом. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Прибалтика демографически была самым передовым регионом России. Также ими осуществлялась серьезная забота о детях, снижавшая детскую смертность.

Крестьянские и городские семьи конца ХIХ - начала ХХ вв. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения.

В конце ХIХ в. крестьянская семья представляла собой традиционный тип семейной организации с патриархом во главе и характеризовалась авторитарной структурой, безоговорочной системой иерархического подчинения. Скрепленный традициями быт семьи эволюционировал медленно. Но устои и традиции значительно ослабли из-за приближения новых индустриальных центров и развития отхожих промыслов. Нормы семейного права не давали крестьянам никакой альтернативы в выборе типа семьи, семейной организации. Но с быстрым развитием отходничества это изменилось. Рушатся внутренние связи семей, но они так и не разрушились од советского периода. Характерные черты традиционного типа — высокие рождаемость, смертность, брачность. Постепенно смертность сокращается и возрастает естественный прирост. В городе все эти процессы протекали быстрее, хотя в городах (особенно мелких), сохранялась сложная семья, связанная с сельским хозяйством, или сложным ремеслом. Для города характерен более поздний брак, регулирование рождаемости и достаточно большое число лиц, вообще не состоящих в браке. Для города характерно сокращение ранних браков, но все же наблюдается некоторое снижение брачного возраста у мужчин. Различия в брачном возрасте зависели от сословия. Так для дворян возраст вступления в брак для мужчин составлял 26-30 лет, для женщин 21-23 года. У купечества — 26-35 лет; 17-20. Мещанство — 21-25; 19-20. Все демографические процессы проходят в городе ярче, чем в селах и существенно отличаются от показателей Западной Европы (в сторону уменьшения). В результате снижения всех демографических показателей увеличивается средняя продолжительность жизни и естественных прирост населения. Средняя продолжительность предстоящей жизни для младенца составляла для мужчин 25, а для женщин — 27 лет. На начало ХХ в. — 32 и 34 года соответственно. Естественный прирост с конца ХIХ в. явно вырос и составил к 1913 г. 1,7%. Оба эти фактора изменили воспроизводство, сделав его более рациональным. Российская женщина стала меньше рожать, но естественный прирост за счет снижения смертности стал выше. В России переход к новому типу воспроизводства был замедлен. Примерно 9 женщин из 10 были вынуждены рожать 8-9 детей, что сводило на нет все усилия по их воспитанию и участие женщин в экономической и общественной жизни. Во второй трети Х1Х в. начинается ломка стереотипов демографического поведения. В Европейской России оно завершилось только в 60-е гг. ХХ в., оформившие окончательный переход к рациональному типу воспроизводства.