Смекни!
smekni.com

История православной церкви в Америке (стр. 2 из 4)

В 1843 году секретарь правительства США Вильям Марси и сенатор Вильям Гвин оба - приверженцы политики экспансии - обратились к Российскому послу в США - барону Эдварду Стоклу - с провокационным вопросом: “Правда ли, что Россия выставляет на продажу свою колонию Аляска?” Стокл ответил “Разумеется, нет!” - однако этот вопрос его заинтриговал.

В 1844 году патент Русско-Американской компании на монопольную торговлю был продлен еще на 20 лет. Компания пыталась получить прибыль из новых источников: добыча угля; китобойный промысел и даже экспортировать лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры были неприбыльны.

Продажа Аляски состоялась в 1867 году, спустя недолгое время после того, как появился популярный термин “Русская Америка”. Российские владения в Америке были, по сути, не государственной собственностью, а собственностью компаний — сначала нескольких частных русских, а потом, с 1799 года, Российско-Американской... Какого-либо акта о присоединении этих владений у России не было - это были владения российских подданных.

Таким образом, Россия как бы избавилась в первую очередь от убыточной и постоянно беспокоящей ее проблемами компании. И еще - РАК тяготилась сознанием того, что дивидендов нет и они не предвидятся. Одни долги. Тем более что в это время на освоение новых земель в Приморье требовались крупные вложения.

Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн. 200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые трудности с получением согласия правительства на такую грандиозную по тем временам покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец, Сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 “за” к 2 “против”. Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда - сумасшедшим, но, под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку Аляски.

Формальная передача Аляски Соединенным Штатам состоялась 11 ноября 1867 года в Ситке [5, с. 237].

Российская история освоения Аляски продолжалась 126 лет. Однако активность русских на этих землях проходила, по большому счету, в пределах территории Алеутских островов, Кодьяка и архипелага Александра. Какие-то исследования, безусловно, проводились и внутри континента, но они были ограничены очень немногими поселениями. Пик русской популяции на землях Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным вкладом в освоение русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях свои церкви и занимались миссионерством среди местных жителей - Алеутов и Тлингитов. Русская Православная церковь никогда не прекращала своей деятельности. Она служит на землях Аляски и сейчас.

Глава 2.

Русская православная церковь на Аляске.

Православная церковь в Америке, самая молодая из автокефальных православных церквей. Православная церковь появилась в Америке в 1794, когда на остров Кадьяк прибыли 8 монахов и 2 послушника Русской православной церкви. Целью их прибытия было продолжение начатой здешними русскими переселенцами-мирянами работы по обращению в православие местного алеутского населения. Среди прибывших был иеромонах (позже архимандрит) Герман, тело которого при вскрытии гроба в 1960-х гг. оказалось нетленным и который был канонизирован, став первым святым Православной церкви в Америке. Святого Германа местное население на Аляске помнит по сей день как выдающегося подвижника и чудотворца, своими молитвами исцелившего немало больных и недужных. В Храме Христа Спасителя на Мэннинг Авеню хранится частичка нетленных мощей Святого Германа [6, c.3].

Рассмотрим же историю становления православия в Америке. Появление православных приходов на Аляске тесно связано с деятельностью Российско-Американской Компании. В 1780-х годах крещением алеутов лично занялись Г. И. Шелихов и его помощники. Но Шелихов понимал, что наступило время для постоянного общения с настоящей (и будущей, по мере расширения территории Русской Америки) паствой специально подготовленных для этой цели людей — монахов, священников. Шелихову и его приказчикам за обилием практических забот было недосуг заниматься миссионерством.

Первый священник появился в тех местах в составе правительственной экспедиции Биллингса. Его звали Василий Сивцов. В своем рапорте синоду от 4 июня 1792 года он сообщил: “...бывши в 1790 и 1791 гг. по Лисьей гряде на острове Уналашка и Каняги и на западной стороне острова Кадьяка окрестил туземцев, из коих некоторые уже приняли христианство ранее от русских промышленников, мужского пола 93 и женского пола 33 да повенчал 14 пар”.

В следующем году обер-прокурор синода уже знакомился с “Прошением” Шелихова. “Проситель” сообщал о крещении им небольших групп туземцев и о том, что для их детей заведено на островах училище. Шелихов просил прислать “хорошего священника с причтом” и присовокупил: “Все расходы по устройству церквей, снабжению их утварью и другими необходимыми принадлежностями, а равно и содержание причта компания принимает на свой счет”.

Эту просьбу обер-прокурор синода доложил Екатерине II, которая поощряла деятельность компании. Делу был дан быстрый ход.

4 мая 1793 года обер-прокурор огласил в синоде высочайшее решение: “Прошение удовлетворить и передать дело на попечение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила”. Последний остановил свой выбор на монахах Валаамского монастыря, настоятель которого Назарий, несомненно, являлся близким к митрополиту человеком.

Уже к концу 1796 года число христиан в Северной Америке достигло 12 тысяч [7, c. 11].

В 1824 к алеутам был прислан священник Иоанн Вениаминов. После смерти жены он был пострижен в монахи и затем назначен первым епископом миссионерской епархии (в 1868 он стал митрополитом Московским; в 1977 канонизирован). При нём был построен первый православный храм в Новоархангельске (с 1867 - Ситка). В 1840 в целях дальнейшего совершенствования миссионерской работы была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия.

Во времена Иннокентия Вениаминова на Аляске существовало четыре прихода Русской Православной Церкви. Сейчас их насчитывается около девяноста. Один из них, а также Православная духовная семинария находятся в городе Кадьяке. Именно там была основана в 1795 году первая православная церковь в Америке. В 1840 году Русская Православная Церковь решила выделить свои приходы на территории Северной Америки в отдельную епархию, первым епископом которой стал Святой Иннокентий, пламенный проповедник Слова Божьего, не останавливавшийся ни перед какими трудностями, совершая труднейшие и опаснейшие путешествия вглубь североамериканского континента, чтобы принести диким языческим племенам Свет Христов. Св. Иннокентий совершил поистине научный и миссионерский подвиг, овладев многими местными языками и наречиями, создав для них письменность, составив грамматики и словари и переведя на эти языки и наречия Священное Писание. Многие свои поездки Св. Иннокентий совершал в одиночку на эскимосской байдарке, презирая опасности и лишения, но во время одного из таких путешествий он утонул во время шторма, переплывая на байдарке морской залив [8, c. 52].

После продажи в 1867 Аляски Соединённым Штатам находившиеся там православные приходы остались в ведении Русской православной церкви. После 1867 года жизнь православных общин в Америке развивалась в основном вокруг Нью-Йорка и Сан-Франциско. В 1897 г. в городе Восток, провинция Альберта, была открыта первая православная церковь в Канаде.

Первые двадцать лет американского периода истории Аляски Православная церковь сохраняла свое бесспорное влияние среди местного населения. В конце восьмидесятых годов здесь появились миссионеры других христианских конфессий. В связи с этим в период с 1893 по 1903 гг. Православной церковью было издано 14 наименований книг в Америке и четыре в России на языках коренного населения Аляски. Это способствовало широкому распространению Православия среди местного населения. В настоящее время в районах наиболее хорошо освоенных русскими: на Алеутских островах, о. Прибылова, Кадьяк и Ситха, большая часть местного населения исповедует Православие и рассматривает его как составную часть своей традиционной культуры, в противовес другим христианским конфессиям, появившимся позднее. Особенно этот относится к алеутам. Как отмечала Р. Ляпунова, они называют Православную церковь “алеутской церковью”, а свою веру “алеутской верой”. Местные общины уделяют большое внимание благоустройству церквей, сохранению церковной утвари и книг. Священники на островах местного происхождения, все они в той или иной степени владеют русским языком, так как еще в семидесятые годы ХХ в. служба велась на русском языке. Повсеместно отмечаются церковные праздники, так в Рождество дети ходят из дома в дом с большой рождественской звездой. Свадьбы справляют по церковным канонам со сватовством и венчанием. Также нормам Православной церкви соответствует и погребальный обряд.

В девяностых годах XIX в. на островах Прибылова многие алеуты говорили по-русски. Служба в церкви велась на церковнославянском языке. Почти все мужчины умели играть в шахматы, некоторые играли на гармошке и скрипке. В рационе сохранялись русские блюда, в частности, мясные блюда из свинины и чаепитие из самовара. Фамилии и имена у всех были русскими. Уже в наше время в семидесятых годах XX в. службу в церкви на острове Св. Павла алеутский священник Михаил Лестенков вел на церковнославянском языке и были люди, которые его понимали.

В 1872 в связи с увеличением числа православных приходов на западном побережье США резиденция епископа и администрация епархии были перенесены из Ситки в Сан-Франциско. Церковная организация получила название — Русская православная церковь, епархия Алеутских островов и Северной Америки. С 1891 эта епархия распространила свою деятельность на Канаду и восточное побережье США. В 1905 администрация епархии переместилась из Сан-Франциско в Нью-Йорк, расширение границ епархии было отмечено присвоением её главе сана архиепископа. Им стал выдающийся церковный деятель России Тихон (избранный в 1917 патриархом Московским и всея Руси). В его подчинении находились епископ Аляски, а также епископ-араб, обслуживавший православных иммигрантов с Ближнего Востока. В ведении архиепископа оказались и некоторые другие православные группы нерусской национальности. Вскоре были поставлены епископы Кливлендский и Питтсбургский, которые также стали подчиняться архиепископу [9, с. 82].