Смекни!
smekni.com

Русская культура второй половины XIII-XVI вв. (стр. 5 из 5)

Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые – из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясо больше было на столах богачей; у бедняков – рыба. Употреблялись молочные продукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.

Дома изготовляли напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.

Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это – журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах», «сладких снядях» у богатых людей, «хитрости» (мастерстве) их поваров. На пирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские»[22].

Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников, обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает» «позорище» (зрелище), играниа, плясаниа». Даже в кругу семьи его волей появляются «скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, и вся сущая в дому, паче потопа оного»[23].

Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверные песни»[24].

Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. «Кый же ли – обращается к нему митрополит Даниил, - прибыток ти есть над птицами дни изнуряти? Как же ти нужа есть псов множество имети? Все эти «утешения суетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного – церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжал ходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозный любил скоморохов – «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» - плясках на пирах, одевал вместе с другими «машкеру»[25].

В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые – пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи), осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основная их масса оставалась деревянной. Увлекались русичи также и игрой в шашки, шахматы.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры.

Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская литература – явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительные период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России, вплоть до ХVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру – процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А.С.Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать – в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить и приумножать их.

Литература

1. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории РАН. - М.: АСТ, 1996.

2. А.А.Радугин. Культурология. - М.: Центр, 1999.

3. Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.: Просвещение, 1971.

4. Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.- М.: Владос, 1998.

5. А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С-Петербург.: Лань, 1997.


[1] Буганов В.И., Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до конца XVII века. М.,1996.С.440

[2] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 141.

[3] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.126.

[4] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.134.

[5]Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. С. 81.

[6]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.,1996.С.444

[7] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. С. 82.

[8]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М.,1996.С.445

[9] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. С. 81.

[10] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.132.

[11]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.446

[12] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 187.

[13] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 188.

[14]БугановВ.И., СахаровА.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.448

[15] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 190.

[16]Буганов В.И. , СахаровА.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.450

[17] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.142.

[18]Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.138.

19Буганов, В.И.,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.453

[20]Буганов В.И., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.455

[21] Бущик Л.П. Иллюстрированная история России XV-XVII вв. М.,1971. С.153.

[22] Рябцев Ю.С. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М.,1998. С. 66.

[23] БугановВ.И, Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.456

[24] Буганов В.И,Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.457

[25] Буганов В.И.,Сахаров А.Н.История России с древнейших времен до конца XVII века. М,1996.С.458