Смекни!
smekni.com

Военно-политическое положение и оперативные планы Польши перед началом второй мировой войны (стр. 1 из 4)

Згорняк Мариан

Перед возродившимся после первой мировой войны Польским государством стояло множество трудных внутренних и внешних проблем. Надо было объединить польскую территорию, в течение 120 лет разделявшуюся между Пруссией, Австрией и Россией, устранить ущерб, нанесенный более чем трехлетними военными действиями на Восточном фронте, а также борьбой за государственные границы в 1919-1920 гг. Молодая республика опасалась за свои западные и северные границы, которые были определены Версальским договором и являлись результатом всенародного референдума, а также за восточную границу, которая была установлена в 1921 г. в Риге при заключении договора с Советской Россией, но только в 1923 г. подтверждена великими державами. И южная граница - с Чехословакией - также была спорной, так как Польша не хотела смириться с потерей части бывшего герцогства Тешин, которое в январе 1919 г. было силой взято чехословацкой армией. На северо-востоке, напротив, Литва не желала признать утрату Вильнюса, который был взят осенью 1920 г. польскими войсками; из-за этого она порвала все отношения с Польшей.

После окончания первой мировой войны как Польша, так и ее южный сосед, Чехословакия, находились в сфере французского влияния и играли в возникшей после Версаля политической системе существенную роль. Утрата довоенного русского союзника побудила Францию искать его замену путем установления союза с новыми государствами, которые находились на восточной границе Германии. В 1921 г. Польша подписала союзный договор с Францией. Этот договор обязывал обоих партнеров немедленно провести консультации и оказать взаимную помощь в случае агрессии Германии против одной из сторон. Договор предусматривал также ограниченную французскую помощь Польше в случае конфликта с Советской Россией. Он дополнялся секретным военным соглашением, в котором конкретизировались военные обязательства обоих государств1.

Чехословакия также заключила союзнический договор с Францией (25.1.1924), однако без дополнительного военного соглашения. Несмотря на все попытки Франции заручиться на случай возникновения конфликта с Германией поддержкой по возможности более сильных и согласованно действующих союзников, польско-чехословацкий союз так и не был заключен2. Чехословакия пыталась защититься от венгерской ревизионистской политики и от реставрации Династии Габсбургов в Австрии путем создания так называемой Малой Антанты с другими соседями Венгрии, то есть с Румынией и Югославией.

Но Малая Антанта не защищала Чехословакию от Германии, Югославию от итальянской экспансии, а Румынию от территориальных претензий Советского Союза, который не признавал поглощения Бессарабии Румынией. В начальный период существования Малой Антанты Польша пыталась скооперироваться с ней и даже преобразовать ее в союз четырех государств, действующих во всех направлениях. Эта попытка Польши отчасти была поддержана Румынией, но натолкнулась на сопротивление Чехословакии, а в известной мере и Югославии.3 Таким образом, Польша не была включена в Малую Антанту.

Польско-французское военное соглашение предусматривало лишь ограниченную помощь со стороны Франции в случае польско-советской войны. Поэтому 3 марта 1921 г. было заключено польско-румынское соглашение о союзе которое было дополнено несколько раз обновлявшейся военной конвенцией, в соответствии с которой каждый из партнеров брал на себя обязательство в случае угрозы на его восточной границе выставить по меньшей мере 14 (позже 17) пехотных и две кавалерийские дивизии4. Польская сторона выдвинула инициативу расширить польско-румынский союз и направить его также и против Германии, а положения польско-французского договора привести в соответствие польско-румынской конвенцией. Но, несмотря на трехсторонние штабные переговоры в Варшаве, эти старания не принесли успеха. Румыно-французское сближение не привело к тесному военному союзу. Польше тоже не удалось склонить Румынию к заключению договора о помощи в случае войны с Германией5.

Несмотря на отсутствие военно-политического взаимодействия с Чехословакией, военное положение Польши и других государств Центральной и Восточной Европы до 1933 г. представлялось сравнительно благоприятным. Учитывались вытекавшие из Версальского договора ограничения в вооружении Германии и относительная слабость Красной Армии. Невзирая на свою экономическую отсталость, Польша выделяла на содержание своей относительно большой армии свыше 5% своего национального дохода. Армия насчитывала в мирное время 250-300 тыс. человек и состояла к началу 30-х годов из 10 корпусов, 30 пехотных дивизий, 4 кавалерийских дивизий, 5 кавалерийских бригад, 3 танковых полков, корпуса пограничной охраны и 6 авиационных полков. В случае мобилизации количество пехотных дивизий могло быть увеличено до 34, а численность действующей армии возросла бы до 880 тыс. человек6.

В 1928 г. французский парламент принял решение сократить срок военной службы до 12 месяцев, построить "линию Мажино" и в 1930 г. досрочно прекратить оккупацию Рейнской области. Во время великого экономического кризиса 1929-1934 гг. Франция произвела сокращения военного бюджета, что сделало невозможной модернизацию французской армии. Эти меры решающим образом ухудшили военное положение восточных союзников Франции, то eсть Польши и Чехословакии.

Относительно благоприятная для Польши и других государств Центральной и Восточной Европы расстановка военных сил, сложившаяся после первой мировой войны, в начале 30-х годов начала ухудшаться под влиянием вооружения Германии и Советского Союза. Этим был обусловлен большой интерес Польши и Чехословакии к женевской Конференции по разоружению, этим же объяснялись и лихорадочные усилия, особенно Польши, направленные против немецких постулатов по вопросу о равноправии в области вооружений. Поднимался даже вопрос, как с помощью превентивных акций сорвать эти меры по вооружению, и высказывалось намерение вступить в связи с этим в переговоры с Францией7.

Эти слухи, однако, до сих пор не нашли полного подтверждения документальными данными8. В любом случае растущая военная слабость Польши и нежелание ее западных союзников что-либо предпринимать делали такие усилия беспредметными. Последовавшая вскоре отмена ограничений в области вооружений, содержавшихся в Версальском договоре, явилась началом крушения Версальской политической системы, которое несло с собой угрозу прежде всего Польше и Чехословакии.

Борьба национал-социалистов в Германии за власть под лозунгом свержения Веймарской республики и отмены положений Версальского договора вызывала в Польше глубокое беспокойство. С другой стороны, казалось, что нападки нацистов на коммунизм и на Советский Союз свели на нет развивавшееся после заключения Рапалльского договора германо-советское сотрудничество, в том числе в военной области, которое особенно беспокоило правящие круги Польши. В связи с этим в 1932 г. в польско-советских отношениях наступила определенная разрядка, завершившаяся подписанием пакта о ненападении, который сначала должен был действовать в течение трех лет, а немного позже был продлен до 1945 г.

После прихода к власти в Германии Гитлера сначала имело место обострение польско-германских отношений, в частности из-за демонстраций нацистов в Данциге и усиления их антипольской кампании в вопросах "коридора" и Силезии, а также из-за подписания "Пакта четырех", который предусматривал, между прочим, возможность пересмотра границ в Европе. Польша реагировала на это ужесточением своей позиции, попытками сближения с Чехословакией и даже с Советским Союзом, а также вызывающими военными демонстрациями, которые побудили Гитлера несколько изменить свою позицию. Дело в том, что новый рейхсканцлер хотел выиграть время для осуществления своих обширных планов вооружения. Этой цели должна была прежде всего служить некоторая разрядка отношений с Польшей. После длительных переговоров обе стороны подписали 26 января 1934 г. декларацию, в которой взяли на себя обязательство при возникновении спорных вопросов ни в коем случае не прибегать к оружию. Кроме того, было определено, что заключенное соглашение в полном соответствии с принципами Парижского пакта Бриана-Келлога 1928 г. не должно ни в одном пункте препятствовать выполнению договоров, заключенных раньше с другими государствами. Этот договор должен был действовать в течение 10 лет.

Договор с Германией дал Польше определенные преимущества. Германское правительство прекратило антипольскую пропаганду в печати, заявило о своем желании улучшить взаимоотношения с Польшей и даже дало понять, что германо-польское соглашение имеет более глубокие корни, чем это вытекает из опубликованной декларации. Экономические отношения оживились, и Польша, переставшая быть предметом прямых нападок, временно получила большую свободу действий на международной арене.

Германия со своей стороны избавилась от политической изоляции, в которой она находилась после своего выхода из Лиги Наций, и получила большие возможности осуществлять вооружение, ибо Польша отказалась от своей прежней инициативы, связанной с вопросом о возможной превентивной акции. Гитлер с самого начала рассматривал договор с Польшей как тактический ход, направленный на то, чтобы дать Германии время для вооружения. В результате этот договор не защитил Польшу от агрессии, он лишь создал на несколько лет видимое улучшение отношений - вплоть до того момента, когда вермахт превратился в опасное оружие в борьбе за "жизненное пространство".

Пилсудский, заключивший пакты о ненападении с обоими великими соседями, отдавал себе отчет в том, что такое положение вещей было временным. "Мы сидим на двух стульях, - сказал он одному из генералов, - но это не может продолжаться долго. Нам только нужно знать, с какого мы упадем сначала"9. Он указывал своим сотрудникам на то, что они обязательно должны учитывать те изменения, которые происходили в Германии и СССР10. Тем не менее в Варшаве считали, что глубокие идеологические расхождения, существовавшие между "третьим рейхом" и Советским Союзом, делали невозможным сотрудничество между этими державами и это обстоятельство позволит Польше проводить в течение определенного времени политику равновесия между этими двумя великими соседями. В течение последующих лет в Варшаве старались поддерживать с ними по возможности самые хорошие отношения.