Смекни!
smekni.com

Социально-экономические предпосылки Английской буржуазной революции (стр. 2 из 3)

Расстановка социальных сил накануне революции. Социальные предпосылки.

Политико-экономический облик общества предреволюционной Англии определяло, как было упомянуто выше, наличие одновременно двух хозяйственных укладов: нового - капиталистического и старого - феодального. Ведущая роль принадлежала капиталистическому укладу. Англия, как уже было отмечено, существенно быстрее, чем другие европейские страны, продвигалась по капиталистическому пути, и особенность развития этой страны заключалась в том, что активная ломка средневекового уклада хозяйства началась в деревне намного раньше, чем в городе, и протекала истинно революционным путем. Английское сельское хозяйство намного раньше промышленного превратилось в выгодный объект прибыльного вложения капитала, сферу капиталистического типа хозяйствования.

Начавшийся аграрный переворот в английской деревне давал промышленности необходимое сырьё и выталкивал одновременно массу "избыточного населения", которое могло быть использовано капиталистической промышленностью в разных видах домашнего и концентрированного мануфактурного производства.

По этим причинам именно английская деревня стала центром социального конфликта. В английской деревне в классовой форме происходили два процесса - обезземеливание крестьянства и формирование класса капиталистических арендаторов. Обезземеливание крестьян, в значительной мере вызванное печально известными огораживаниями общинных земель, зашло столь далеко, что исчезло множество деревень, а тысячи крестьян превратились в бродяг. Именно в это время наблюдался подъём движения крестьянства и городской бедноты. Непосредственные поводы для выступлений крестьянства давало то или иное очередное притеснение (чаще всего огораживания или лишение крестьян общинных заболоченных пастбищ под предлогом осушки болот). Подлинные же причины подъёма крестьянского движения лежали глубже. Крестьянство стремилось к ликвидации феодальной ренты, к радикальной аграрной реформе, которая превратила бы необеспеченное феодальное земельное держание крестьян в их полную "свободную" собственность.

Разрозненные выступления крестьян были почти постоянным явлением. Одновременно в первые десятилетия XVII в. в различных городах время от времени вспыхивали "бунты" городского плебейства. Все эти народные волнения, разумеется, не были ещё началом революции. Но они расшатывали существующий "порядок" и создавали у буржуазных лидеров ощущение, что стоит лишь дать толчок - и силы, необходимые для победы, придут в движение по всей стране. Так и случилось в 40-х годах. Энгельс, говоря о революционном восстании в Англии, указывает: "Городская буржуазия дала ему первый толчок, а среднее крестьянство сельских округов, йоменри (yeomanry), привело его к победе. Оригинальное явление: во всех трёх великих буржуазных революциях боевой армией являются крестьяне; и именно крестьяне оказываются тем классом, который после завоевания победы неизбежно разоряется вследствие экономических последствий этих побед… Благодаря вмешательству этого йоменри и плебейского элемента городов борьба была доведена до последнего решительного конца, и Карл I угодил на эшафот. Для того, чтобы буржуазия могла заполучить хотя бы только те плоды победы, которые тогда были уже вполне зрелы для сбора, необходимо было довести революцию значительно дальше такой цели" .

Таким образом, в ходе английской буржуазной революции неизбежно должны были вскрыться довольно сложные и противоречивые взаимоотношения между буржуазией и крестьянско-плебейской массой. Союз с этой массой, способный привести к победе, не мог в то же время и не пугать буржуазию, так как таил в себе опасность чрезмерной активизации масс. Английская буржуазия поэтому на практике лишь использовала движение масс, но не вступила с ними в союз; она всё время не переставала опасаться слишком поколебать и расшатать старую государственную машину, обуздывавшую народные массы.

Феодально-абсолютистское государство долгое время умело использовало эти колебания буржуазии. В течение всего XVI в. при династии Тюдоров оно делало частичные уступки буржуазии, оказывало ей экономическое покровительство и тем отрывало её от возможного союза с глухо клокотавшими и в XVI в. крестьянско-плебейскими революционными силами.

Основной социальной опорой абсолютизма было дворянство. Но особенностью социальной структуры Англии XVI-XVII вв. было то, что само английское дворянство в некоторой части подвергалось капиталистическому перерождению, приближаясь по своему социально-экономическому облику всё более к буржуазии.

Абсолютизм, тормозивший развитие капитализма, не мог решить проблему рабочих мест для огромной массы ставших безработными крестьян. Деятельность правительства сводилась к принятию законодательства против бродяг и здоровых нищих, предусматривающего наказание и принуждение к труду, и созданию системы "вспомощенствования бедным". Девять десятых населения Англии составляли лица, лишенные права участвовать в выборах членов парламента. Лишь одну десятую мужского населения составляли джентльмены, бюргеры, зажиточные крестьяне, имевшие доступ к управлению.

Наиболее примечательной чертой общественной структуры Англии предреволюционного периода является раскол дворянского сословия на два общественных класса, во многом антагонистических - старое и новое (обуржуазившееся) дворянство. Об английском дворянстве Маркс писал: "Этот связанный с буржуазией класс крупных землевладельцев… находился… не в противоречии, а, наоборот, в полном согласии с условиями существования буржуазии" . Джентри (мелкопоместное дворянство), будучи дворянами по сословному положению, по хозяйственному укладу были буржуа. История промышленности и торговли Англии предреволюционного периода в значительной степени творилась представителями нового дворянства. Эта особенность придала революции 40-х гг. XVII в. историческое своеобразие и предопределило и ее характер, и конечный результат.

Итак, в социальной конфликт между Англией феодальной и Англией буржуазной были втянуты различные слои населения.

Пуританизм - идеология революции

Одной из важнейших особенностей английской революции XVII в. является своеобразное идеологическое оформление ее социально-классовых и политических целей. Роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме пуританизма, т.е. борьбы за "очищение" веры выполнявшего идеологическую функцию в процессе мобилизации сил революции.

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е г. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.

Оппозиция против абсолютизма развивалась в Англии именно под религиозном началом пуританизма. Реформационные учения XVI в.создали благоприятную почву для идеологии английской буржуазной революции. Этой идеологией стал кальвинизм, догматы и церковно - политические принципы которого ещё в период Реформации послужили основой для устройства церкви в Швейцарии, Шотландии и Голландии и были началом революции 1566 г. в Нидерландах.

Кальвинизм в XVI - XVII вв. стал идеологией самой смелой части тогдашней буржуазии и вполне отвечал потребностям борьбы с абсолютизмом и английской церковью в Англии. Пуританизм в Англии был разновидностью кальвинизма. Пуритане отвергали учение о "благодати", необходимость епископата и подчинение церкви королю. Они требовали независимости церкви от королевской власти, коллегиального управления церковными делами, изгнания "идолослужения", т.е. пышных обрядов, расписных окон, поклонения иконам, отвергали алтари и предметы утвари, применявшиеся в английских церквах при богослужении. Они желали введения свободной устной проповеди, удешевления и упрощения религии, упразднения епископата и отправляли богослужение в частных домах, сопровождая его обличительными проповедями против роскоши и развращенности двора и аристократии.

Трудолюбие, бережливость и скупость прославлялись пуританами в полном соответствии с духом обогащения и скопидомства, свойственным молодой английской буржуазии. Для пуритан была характерна проповедь мирского аскетизма, светских развлечений. В этих чертах пуританизма, переходивших в ханжество, ярко выразился протест английской средней дворянской знати и королевского двора.

В ходе революции пуританизм подвергся расколу. Среди пуритан возникли различные течения, отвечавшие интересам различных прослоек и классов общества, находившихся в оппозиции к абсолютизму и английской церкви. Умеренное течение среди пуритан представляли так называемые пресвитериане, выступавшие за пресвитерианское устройство церкви. Пресвитериане желали сохранить в Англии единую церковь с одинаковым богослужением, но требовали очищения церкви от пережитков католичества, или папизма, и замены епископов собраниями старейшин, или пресвитеров, избранных верующими. Они добивались независимости церкви от короля. Своих сторонников пресвитериане находили среди богатого купечества и верхушки нового дворянства, рассчитывавших при таком устройстве церкви захватить руководящее влияние на нее в свои руки.

Более радикальным направлением среди пуритан были индепенденты, или "независимые", стоявшие за упразднение всякой единой церкви с обязательными текстами молитв и догматами. Они выступали за полную самостоятельность в религиозных делах для каждой религиозной общины, т.е. за распадение единой церкви на ряд самостоятельных общин и сект. Это течение имело успех среди средней и мелкой буржуазии, крестьян, ремесленников и средней руки деревенских джентри. Анализ пуританизма показывает, что его сущность была буржуазной, т.е. что это была лишь религиозная оболочка буржуазных классовых требований.