Смекни!
smekni.com

Уголовный процесс Азербайджана (стр. 2 из 3)

Все это свидетельствует о том, что праву собственности, имущественным вопросам в целом в УПК АР уделяется большое внимание и отражает своеобразие новой идеологии уголовного процесса в Азербайджане.

В соответствии со ст. 26.1. УПК АР уголовное судопроизводство ведется на государственном языке АР — азербайджанском или на языке большинства населения соответствующей местности, т. е. в Азербайджане сохранился прежний подход к принципу национального языка судопроизводства.

В полномочия суда в досудебном производстве Азербайджана входит принятие решения об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. По УПК АР вопрос об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может быть рассмотрен судом только по ходатайству стороны защиты в виде меры пресечения альтернативной аресту.

Такое решение вопроса вносит дополнительные элементы состязательности в досудебное производство, расширяет возможность применения домашнего ареста и, соответственно, суживает ограничение конституционного права человека на свободу.

Особое место среди иных участников уголовного судопроизводства занимает свидетель. Он может иметь (и зачастую имеет) собственный или представляемый интерес в уголовном деле. Собственный интерес или интересы супруга, близкого родственника свидетель защищает с помощью реализации конституционного положения, разрешающего не свидетельствовать против самого себя, своего супруга иди близких родственников.

Свидетельские показания направлены либо на обвинение, либо на защиту подозреваемого или обвиняемого. Нередки случаи, когда свидетель дает соответствующие показания по просьбе сторон уголовного судопроизводства. В этих случаях свидетель преследует в деле представляемый интерес и фактически выступает на стороне обвинения или защиты. В УПК АР в этой связи предусмотрено участие в уголовном процессе представителя и законного представителя свидетеля.

Среди обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних в УПК АР, не указано на влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту, а также на обстоятельства, свидетельствующие об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Такая позиция азербайджанского законодателя не представляется верной, поскольку установление первого из указанных обстоятельств позволяет решить вопрос о возбуждении уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 170 УК АР), а установление второго обстоятельства влечет за собой прекращение уголовного преследования.

УПК АР воспроизводит положения Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам о возможности задержания запрашиваемой стороной лица до получения официального обращения о выдаче запрашивающей стороны[6].

2. Возбуждение уголовного дела по УПК Азербайджанской

Республики

Наряду с понятием «возбуждение уголовного дела» УПК Азербайджанской Республики известно и другое понятие, которое на русский язык можно перевести как «открытие производства»[7].

Дело в том, что упрощенное досудебное производство (дознание), как одна из самостоятельных форм предварительного расследования, осуществляется без возбуждения уголовного дела. В этих случаях уголовное дело не возбуждается, а открывается упрощенное досудебное производство по уголовному преследованию.

Производство по уголовному преследованию, в порядке частного обвинения, открывается непосредственно судьей, принявшему к своему производству жалобу в порядке частного обвинения.

Таким образом, можно сделать два вывода:

1) возбуждение уголовного дела не является обязательной стадией уголовного процесса Азербайджанской Республики: расследование в форме упрощенного досудебного производства начинается сразу после наложения соответствующей резолюции дознавателем, следователем, прокурором на поступившую жалобу или протокол принятия устного заявления, устной жалобы.

2) возбуждение уголовного дела, как самостоятельная стадия уголовного процесса предшествует лишь предварительному следствию.

Таки образом, УПК Азербайджанской Республики предусматривает досудебное производство в виде:

1) двух последовательных стадий: стадии возбуждения уголовного дела и следующей за ней – стадии предварительного следствия;

2) одной стадии – упрощенного досудебного производства в форме дознания, которой не предшествует стадия возбуждения уголовного дела.

Кроме того, и тогда, когда предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия, стадия возбуждения уголовного дела не является обязательной для всех случаев.

Дело в том, что по УПК Азербайджанской Республики уголовное дело может быть возбуждено и без необходимости установления оснований для возбуждения уголовного дела, лишь при наличии повода к его возбуждению. В этой связи законодательству Азербайджанской Республики известно еще и понятие «факт к возбуждению уголовного дела».

Это понятие применимо к институту немедленного возбуждения уголовного дела.

Часть третья статьи 46, а также часть первая статьи 209 УПК АР устанавливают общее правило о немедленном возбуждении уголовного дела во всех случаях наличия поводов и оснований. Кроме того, часть вторая статьи 209 УПК АР обязывает прокурора незамедлительно возбудить уголовное дело в следующих случаях:

1) при обнаружении трупа человека со следами признаков насильственной смерти;

2) при обнаружении неопознанного трупа человека, частей тела человека, либо мест их захоронения;

3) при наличии признаков массовой гибели, заражения или отравления людей;

4) в случае пожара или взрыва в общественных местах, либо местах проживания людей, а также в зданиях государственных предприятий, учреждений или организаций;

5) при обнаружении огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и установок, радиоактивных материалов, отравляющих веществ, за исключением случаев их хранения на законных основаниях;

6) при наличии признаков похищения людей или взятия их в заложники, а также подозрении на убийство, в случае пропажи людей без вести;

7) при незаконном лишении свободы человека;

8) при осквернении памятников истории или культуры, а также могил;

9) при наличии вооруженного мятежа, насильственного захвата или удержания власти;

10) при наличии публичных призывов к насильственному изменению конституционного строя Азербайджанской Республики;

11) при наличии массовых беспорядков;

12) при совершении диверсии или террористического акта;

13) при совершении посягательства на жизнь Президента Азербайджанской Республики, депутата Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, члена Кабинета Министров Азербайджанской Республики;

14) при проявлении неуважения к суду;

15) при совершении посягательства на жизнь судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, эксперта, а также потерпевшего или свидетеля по уголовному делу, находящемуся в производстве суда, органа дознания или предварительного следствия;

16) при побеге осужденного или арестованного соответственно из мест лишения свободы, из-под ареста, либо из-под охраны.

При наличии хотя бы одного из указанных случаев, никакой дополнительной проверки не требуется. При получении соответствующего сообщения, прокурор незамедлительно обязан возбудить уголовное дело. Подобное объясняется экстраординарностью ситуации, при которой промедление недопустимо. Если же сообщение не подтверждается, то уголовное дело прекращается.

В этих случаях промедление с возбуждением уголовного дела – большее зло, чем вероятность необоснованного его возбуждения. Часть пятая статьи 45 УПК АР прямо указывает, что в этих случаях (немедленного возбуждения уголовного дела по факту) полное и объективное предварительное расследование проводится до тех пор, пока не будут установлены следующие обстоятельства:

1) не добыты доказательства, подтверждающие наличие события преступления;

2) имеются, предусмотренные в статьях 39.1.4. – 39.1.7 и 39.1.10 УПК АР, обстоятельства, исключающие уголовное преследование в отношении единственного лица, которого можно обвинить в совершении готовящегося, предусмотренного уголовным законом, деяния;

3) имеются, предусмотренные статьями 39.1.3, 39.1.11 и 39.1.12 УПК АР, основания, исключающие уголовное преследование в отношении какого-либо лица за совершение предусмотренного законом деяния.

В указанных случаях возбужденное уголовное дело по факту подлежит прекращению.

В этой связи не случайными являются требования части второй статьи 210 УПК АР о том, что в постановлении о возбуждении уголовного дела указываются повод и основание, или факт к возбуждению уголовного дела.

Изучение практики возбуждения уголовных дел в Республике Азербайджан показало, что уголовные дела по факту возбуждаются достаточно часто.

В 2005 г. в целом в Азербайджанской Республике по факту было возбуждено 5.3 % от числа всех возбужденных уголовных дел. Из них: по факту обнаружения трупа – 4.3 %; по фактам пожаров – 1.3 %; по фактам обнаружения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ – 2.9 %; по подозрению на убийство в случаях пропажи людей без вести – 3.4 %; при побеге осужденного или арестованного из мест лишения свободы, из-под ареста, из-под стражи – 0.4 %; по фактам незаконного лишения свободы человека – 0.2 %.

Изучение практики по изученному выше вопросу позволяет сделать два вывода:

1. В ряде случаев уголовные дела без установления оснований к возбуждению уголовного дела, а лишь по факту, возбуждаются и при отсутствии оснований, прямо указанных в части второй статьи 209 УПК АР, то есть с нарушением действующего в Азербайджанской Республике уголовно-процессуального законодательства;