Смекни!
smekni.com

Участие несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве (стр. 6 из 8)

Особые правила производства по указанным делам призваны создать дополнительные гарантии полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, реализации им своих процессуальных прав, справедливого разрешения дела, применения обоснованных уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на подростка с учетом данных о его личности и тяжести деяния.

Как видно из содержания норм главы 50 УПК РФ, Россия выполнила взятые на себя обязательства, сформулированные в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах») 1985 г., создала особые процессуально-правовые механизмы охраны прав несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства, закрепила комплекс правил и положений, которые непосредственно относятся к деятельности должностных лиц органов предварительного следствия и суда.

Требования, изложенные в главе 50 УПК РФ, включают в себя также все новеллы отраслевых законов Российской Федерации, которые изменили правовой статус несовершеннолетних или расширили объем их прав и свобод.

Процессуальные механизмы и процедуры обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере уголовного судопроизводства учитывают незыблемые гарантии того, что:

а) верхним возрастом несовершеннолетия признан возраст 18 лет (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.);

б) совершеннолетие и полная гражданская дееспособность наступают по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК РФ[21]);

в) в уголовном законодательстве России несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ);

г) по общему правилу уголовной ответственности может подлежать лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ);

д) лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности только за умышленные деяния, перечень которых установлен в законе (ч. 2 ст. 20 УК РФ);

е) не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, достигший возраста, с которого наступает уголовная ответственность, если он вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (возрастная вменяемость – ч. 3 ст. 20 УК РФ);

ж) несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста и признанные в установленном законом порядке эмансипированными, становятся (объявляются) полностью дееспособными (ст. 27 ГК РФ);

з) несовершеннолетние, которым на основании и в порядке, установленном в законе, снижен брачный возраст с 18 до 16 лет, а в исключительных случаях и ниже 16 лет, объявляются и признаются полностью дееспособными (ч. 2 ст. 13 СК РФ[22]);

и) охрану прав и интересов недееспособных или частично дееспособных несовершеннолетних в уголовном процессе в установленном законом порядке наряду с защитниками осуществляют их законные представители (п. 12 ст. 5 УПК РФ);

к) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут самостоятельную ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ[23]) и лишь в некоторых случаях из этого правила сделаны исключения (ст. ст. 21, 27 ГК РФ, ст. 13 СК РФ).

Требования, содержащиеся в ст. ст. 420 – 432 УПК РФ, не просто дополняют положения статей, относящихся к общему порядку производства по всем уголовным делам, а в совокупности с ними образуют особый порядок судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних, создают режим усиленной охраны их прав в уголовном процессе.

Исходя из этого, при производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних необходимо учитывать наряду с положениями главы 50 УПК РФ также закрепленные в других главах УПК РФ нормы, устанавливающие особенности производства следственных и судебных действий с участием несовершеннолетних (например, п. 4 ст. 5, ст. ст. 11, 12, 16, ч. 3 ст. 27, ст. 43; п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. ст. 52, 105; ч. 2 ст. 108, ч. 6 ст. 113, п. 2 ч. 1 ст. 154, ст. ст. 160, 188, 191, 196, 217 и другие статьи УПК РФ).

Требования, установленные в главе 50 УПК РФ, применяются по всем без исключения уголовным делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли 18-летнего возраста. Этот порядок производства предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних соблюдается также в случаях: а) когда установлено, что лицо совершило одно преступление в возрасте до 18 лет, а другое – после достижения совершеннолетия; б) когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, к моменту возбуждения уголовного преследования или производства следственного (процессуального) действия достигло совершеннолетия.

Таким образом, российское уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних в целом отвечает современным международно-правовым требованиям, сформулированным в Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[24], в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правилах») от 29 ноября 1985 г., в Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г.[25], в других международных актах, а также в Конституции РФ[26] и иных национальных законах.

В соответствии с международными обязательствами российская система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами правонарушения, а также содействовали их перевоспитанию.

Важной гарантией обеспечения прав несовершеннолетних является положение закона о том, что при наличии признаков преступления, по которому обязательно предварительное следствие, функции органа дознания по таким делам ограничиваются возбуждением уголовного дела и проведением неотложных следственных действий в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан направить дело в отношении несовершеннолетнего прокурору для определения подследственности. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. По делу о преступлении несовершеннолетнего дознаватель вправе проводить неотложные и иные следственные действия самостоятельно, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

Таким образом, уголовное судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.


Заключение

Таким образом, нормы об участии несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве отражают специфику участия данных лиц в процессе.

Изучение практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних еще раз подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних. Специфика дел этой категории требует, чтобы они рассматривались под председательством наиболее опытных судей, компетентных не только в вопросах права, но и педагогики, социологии, психологии.

Законодательное закрепление правового статуса психолога и педагога, акцентирование внимания на целях, ради которых они приглашаются, должны послужить импульсом к тому, чтобы следователи активнее привлекали их к участию в производстве по уголовному делу. Ведь психолог, педагог может оказать значительную помощь в определении особенностей восприятия, запоминания, воспроизведении информации, свойств, состояний нервной системы, акцентуаций характера, интеллектуальных особенностей, разъясняет сущность психологических особенностей несовершеннолетних разных возрастных групп. Психолог и педагог помогают устанавливать психологический контакт с несовершеннолетними, вырабатывают вместе со следователем, используя свои специальные знания в психологии, верную тактику проведения следственных действий, формулируют вопросы с учетом особенностей психики несовершеннолетних. Автор убежден, что активное взаимодействие следователя, прокурора, судьи с психологом и педагогом является одним из важнейших способов, помогающих избежать как лжесвидетельства, так и добросовестного заблуждения в ходе получения показаний от несовершеннолетних. Тем самым обеспечивается достоверность показаний несовершеннолетних. А это в свою очередь служит основой для всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств совершенного преступления, привлечения к уголовной ответственности именно лиц, виновных в совершении преступления, и назначения им справедливого наказания.