Смекни!
smekni.com

Культура как фактор становления российской государственности на Кавказе (на примере Осетии) (стр. 2 из 2)

Следовательно, становление Кавказского региона в качестве одного из районов Российской империи предполагало проведение не только комплекса политико-административных и хозяйственных решений, но и культурно-просветительских мероприятий, а также архитектурного воплощения идеи развития местности в соответствии с бытовавшими в российском обществе эстетическими представлениями. Городская жизнь Кавказского региона в своем бытовом облике воплощала идеи и пристрастия эпохи XIX в.

Сближение с русским народом приобщило осетин к более высокой материальной и духовной культуре. Наряду с более производительными орудиями производства (железные плуги, бороны, повозки на железном ходу) они перенимали у русских более совершенные приемы ведения земледелия и животноводства. Осетины постепенно научились строить и хозяйственные постройки на русский лад; менялась домашняя утварь, одежда и т. п.

Однако как в России, так и на Кавказе эпоха капитализма изжила себя к началу нового столетия. Всплыли ряд существенных проблем, которые в буквальном смысле слова душили народ и страну. Можно привести огромное количество фактов, из которых видно, почему в литературе Кавказский регион назывался «краем беспросветной нужды».

В 1913 г. в средних школах Осетии обучалось всего 3600 человек. Это были учащиеся трех гимназий, двух реальных училищ, духовного училища, духовной и учительской семинарий, епархиального женского училища, кадетского корпуса и учительского института, расположенных (за исключением Ардонской духовной семинарии) в г. Владикавказе. В этих учебных заведениях обучались преимущественно сыновья местной знати, офицеров, попов, чиновников. Средняя и высшая школы были до революции сугубо классовыми не только по социальному составу учащихся, но и по характеру воспитания и образования. К концу XIX в. грамотность составляла в Осетии 6,6 %, а у остального горского населения только 2,75 % .

Постановка школьного дела, тяжелые материальные условия вели к тому, что подавляющее большинство детей не оканчивало школу, отсеивалось. В Осетии, например, в 1900 г. церковно-приходские школы выпустили в Ардоне из принятых 250 – только 7 человек, в Христиановском из 184 – 4, Гизели из 40 – 3, Кадгароне из 102 – 10, Махческе из 122 - 3 и т. д.

На почве недоедания и болезней были случаи вымирания целых семей среди населения. Так, например, грузинская газета «Иверия» в 90-х годах писала, что у некоего Дулаева из селения Кадгарон Владикавказского округа «вымерла вся семья. Крайняя бедность заставила его покончить жизнь самоубийством». В горах «из всех рождающихся детей только половина выживает до 15 лет», – свидетельствует чиновник Межевого управления Терской области, активный участник революции 1905 – 1907 гг. в области А. Скачков.

Под двойной цензурой, введенной на Кавказе, была русская пресса.

Цензурный режим был усилен особенно с 90-х гг. в обстановке нарастания народного движения в крае против царизма. В 1899 г. цензор газеты буржуазно-прогрессивного направления «Казбек», учитель русского языка и словесности Владикавказского реального училища Успенский С. С. был отстранен от работы за пропуск «противоцензурной» статьи — «Нужды Терского казачества», изобличающей меры по аграрной политике царизма в области; газета не выходила в течение 8 месяцев за нежелательное направление.

национальная литература у горских народов к 20-м гг. ХХ в. отсутствовала (за исключением нескольких книг осетинских писателей: К. Хетагурова, Б. Гурджибекова, А. Кубалова). Произведение «Ирон фæндыр» (Осетинская лира) Коста Хетагурова, изданная в 1898 г., вышла в свет из-под рук царского цензора с изъятием из рукописи таких стихотворений поэта, как «До-дой», «Солдат», «Ракас», изобличавших национально-колониальное угнетение горских народов царизмом. Наряду с этим в большом количестве издавалась в Осетии переводная литература по религиозным вопросам: книги «Житие святых», «Жизнь Николая-чудотворца», «Утешение в смерти», «Земная жизнь Иисуса Христа» и др.

Цензурным режимом выражала недовольство порой даже газета «Терские ведомости» — официальный орган администрации Терской области, газета, которую Коста Хетагуров окрестил за реакционное направление названием «Мерзкие ведомости». Редактор этой газеты Вертепов просил цензора Писарева не так уж сурово карать хронику газеты и разрешить напечатать в ней сообщение о смертельном ранении некоего есаула Староженко: «Зная, как охотно Вы зачеркиваете подобные заметки, покорнейше прошу хоть на этот раз пропустить... Дело очень шумное», задержав это сообщение, «мы дадим публике лишний повод, что в «Терских ведомостях» никогда нет сведений о выдающихся происшествиях, что редакция замалчивает их умышленно».

Следовательно, для Кавказа, как и для всей России, главным вызовом начала XX в. была острая необходимость экономической, политической, культурной модернизации. Консервативная политическая система, отсталая индустрия, растущая экономическая и финансовая зависимость от стран Запада, усилившаяся нестабильность в обществе привели к такому взрыву, как Октябрьская революция. В связи с этим на Кавказе, в частности в Осетии, также началась новая эра, эра строительства и обновления, получившая в науке название процесс модернизации.

Список литературы

1. Культура и быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1968.

2. Цуциев Б.А. Экономика и культура Северной Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное изд-во. 1967.