Смекни!
smekni.com

Государства раннего средневековья Казахстана (стр. 2 из 4)

Основной этнополитический костяк каганата составляли “десять племён” – “он ок будун”. В состав “десяти племён” входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, киргизы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

2.2. Политическое и социальное положение.

Первым правителем кагана был Тардуш (Дато). Политическое господство Западно-Тюркского каганата особенно усилилось в период правления кагана Шегу (610-618 гг.) и кагана Тона (618-630 гг.). Каган Шегу расширил границы на востоке до Алтая, на западе достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направление. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии, и назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивал им должность “селиф”. Надзирали над селифами его войны. Чтобы держать в полном подчинение крупные города, каган прибегал к различным методам. Например, с целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, Тон выдал свою дочь замуж за его правителя и объявил его своим заместителем (наместником). Многих местных правителей он назначал подобным образом. Такая тактика правления укрепляла политическое и экономическое положение каганата.

Под “он ок будун” подразумевается господствующая система правления племён нушеби и дулу. Подобная система правления не только не способствовала укреплению власти, но даже ослабляла её. Так как борьба за власть между племенами разгорелась ещё сильнее. Одна из таких воин между племенами длилась продолжительное время с 640 по 657 года. Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу. Войска , собранные из тюркских племён, неоднократно поднимались на борьбу с китайскими завоевателями , но всякий раз терпели поражения. Лишь в конце VII веков под предводительством вождя племени тюргешей Ушлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи. Эти победы привели к закреплению роли племён тюргешей среди других племён и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.

В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили своё государство в Монголии.

Система правления каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находилась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли “кара будуны”, что равносильно понятию “простонародье”. В кагане существовала повинность “кровного долга”, по которому выделялись люди для прохождения обязательного военной службы. В тюркском обществе бытовало выражение “без татов не бывает тюрков”, под татами имелось ввиду оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, они считались подчиненными или вассальными людьми. Кроме того, в Тюркском каганате существовало рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных.

2.3. Культура и быт каганата западных тюрков.

Западно-Тюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой. Главным видом хозяйства являлось скотоводство, основанное на сезоном выпасе скота. Обедневшие люди, не имевшие скота, занимались земледелием. В VI-VII веках в долинах рек Талас, Чу, Или возникли десятки городов и укрепленных крепостей. Стали бурно развиваться города Испиджаб, Тараз, Алмалык и др. Появление множество поселений вокруг этих городов свидетельствует о заметном развитие оседлого образа жизни. Это привело к дальнейшему развитию ремёсел.

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы – древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости.

Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Такие отношения прежде всего отражались на развитие торговли. Вдоль Великого Шелкового Пути в Жетысу тюрки были вовлечены в активную международную торговлю. О том, насколько была развита торговля шёлком на территории каганата, можно проследить по записи китайского путешественника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале VII века в ставке кагана: “Каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами ”.

Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами ещё в раннем средневековье.


Тюргешский каганат (704-756 гг.)

3.1. Территория и население Тюргешского каганата.

В 699 гогду вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западно-Тюркском каганате и установил свою власть.

В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрков и создали своё государство – Тюргешский каганат. Территория каганат охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Тюркестане. Административным центром был город Суяб.

Население каганата составляли тюрко-язычные племена. Среди них основную роль играли племена тюргешей. Первые сведенья о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Будучи многочисленными племенами, входившими в состав левого крыла каганата ещё с VI века, тюргеши населяли обширную территорию в Чу-Илийском междуречье. Через земли их расселения проходила большая часть караванных путей в Жетысу.

Основатель тюргешской династии правитель-каган Ушлик разделил основные племена на 2 орды, на Большую и Малую орду. Ставка Большой орды находилась в городе Суяб, а ставка Малой орды – в городе Кунгит, расположенном на берегу реки Или. В самом городе и окружающей его местности жили представители племени кульгит. Все тюрко-язычные племена, входившие в состав населения каганата, находились в подчинение тюргешей. Сами Тюгеши делились на желтых (сары) и черных (кара) тюргешей. Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть в каганате.


3.2. Внутреннее и внешнеполитическое положение каганата.

Политическая власть была сосредоточена в руках кагана. Каганат был разделен на 22 административных владений. Каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тыс. воинов. С момента провозглашения Ушлика каганом он особое внимание уделял политико-административному укреплению каганата. После смерти кагана в 706 году разгорелась ожесточенная борьба за власть. Этим попытался воспользоваться каган Восточно-Тюркского каната, но к власти пришел каган Сулу (715-738гг), при его правление каганат вновь стал усиливаться. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).

После гибели Сулу каганом стал его сын Тукарсан Кутшар. Он правил каганатом короткое время. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за такого противостояния, длившегося 20 лет, каганат сильно ослаб и в политическом, и в экономическом плане. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои войска в города Куш и в Жетысу, затем в 748 году захватили город Суяб. В 751 году у города Атлах близ Тараза тюргешско-арабские войска нанесли сокрушительное поражение китайским войскам. После этого уцелевшие китайцы навсегда ушли из Жетысу.

После таких потрясений, умело используя создавшуюся обстановку в каганате, в 749-753 годах тюргешский тархан Жыпыр захватил власть кагана в свои руки. Однако его усилия улучшить политическое и экономическое положение в каганате ни к чему не привели. В результате этого Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племён, принимавшие участие в Атлахских сражениях, воспользовались этим, в 756 году свергли тюргешского хана и захватили власть в свои руки.

3.3. Культура и быт Тюргешский каганата.

Хозяйство тюргешешей в основном было основано на кочевом и полукочевом скотоводстве. Некоторая часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота на диких животных для представителей знати была развлечением, а для бедных источником существования.

Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через каган проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судя по находкам, обнаруженных в ходе археологических раскопок, в каганате чиканели свои монеты (на монетах имеются надписи “деньги Тюргеш-кагана” или “деньги тюркского кок-хана”, они были выполнены согдийскими письменными знаками). Несмотря на недолгое существование, каганат мог организовать выпуск собственных монет и активно наладить международные связи, что благоприятно сказывалось на экономическом и культурном развитии каганата.


Карлукский каганат (756-940 гг.)

4.1. Состав Карлукского каганата и его территория.

Сведения о карлуках, входивших в состав племён тиреков, встречаются в письменных памятниках V века н.э. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя – булак – населяет подножия Алтайских гор. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племён, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокерин и тухси.