Смекни!
smekni.com

Государственная организация и внешняя политика государства Сасанидов (стр. 2 из 2)

Государственная религия – зороастризм

В Сасанидской державе особую роль играла государственная религия – зороастризм, которая активно способствовала укреплению власти персидской знати и закабалению трудящегося крестьянства. Зороастризм окончательно сложился в догматическую воинствующую религию со строго определенным культом только в сасанидское время. В основе зороастризма сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Михра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы (солнца, огня, звезд) обслуживался огромным количеством жрецов – хербадов и мобадов. Местами культа были многочисленные храмы, где горел неугасимый огонь и совершались обряды, сопровождаемые песнопением и чтением священных текстов.

Зороастрийские храмы и представители высшего жречества владели обширными землями, обрабатываемыми в основном рабами. Храмам и жречеству поступали богатые приношения, кроме того, жрецы получали с населения немалые доходы за исполнение обрядов. Существовала хитроумная система штрафов за несоблюдение религиозных правил и обрядов.

Верхушка зороастрийского духовенства была одной из наиболее могущественных прослоек господствующего класса и играла важную роль в политической жизни страны. В руках духовенства находились образование и суд, вся жизнь трудового населения проходила под неусыпным контролем жрецов. Поэтому социальные протесты в стране принимали в те времена характер религиозных ересей. Важнейшими из них были манихейство и маздакизм.

Манихейство и его социальная сущность

Основатель этого учения Мани родился около 215 г. в Вавилонии и начал свою проповедь в 242 г. в г. Ктесифоне. Основной идеей манихейства, как и зороастризма, была дуалистическая идея, признававшая существование двух начал – светлого и темного, добра и зла. Мир рассматривался как арена борьбы этих начал, а цель мирового развития – освобождение светлого начала. В отличие от зороастрийцев, которые объявляли существующий порядок и весь государственный строй Сасанидской державы олицетворением светлого, организующего начала, Мани учил, что мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, являются порождением злого начала, что спасение может состоять лишь в избавлении духа человека от всего материального, земного. Единственным средством для освобождения света, смешавшегося с тьмой, манихейцы считали гибель мира. Человек всем своим поведением, всей своей жизнью обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окружающего мира, тем самым помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому человек обязан воздерживаться от мясной пищи, вести нравственную жизнь, а «избранные» не должны вступать в брак, потреблять мясного, срывать растения. По мысли Мани, новое учение должно было явиться всеобщей универсальной религией и заменить собой существующие культы, поэтому он свободно черпал внешние формы обрядов из известных ему религий.

Манихейцы противопоставляли аскетизм богатству и власти эксплуататоров. Отрицательное отношение к земной материальной жизни исключало возможность выдвижения каких-либо определенных требований преобразования общества. Жестокое угнетение свободных, остатки рабовладения, резкое обострение всех социальных противоречий придали этому учению безысходность и пессимизм. Однако ненависть широких слоев угнетенных крестьян, ремесленников и рабов к угнетателям была настолько сильной, что они сочувствовали манихейской идее гибели всего существующего.

Первоначально Сасаниды не противодействовали распространению манихейства, но когда выяснилось антигосударственное и антицерковное направление манихейской проповеди, правительство начало жестокие гонения против приверженцев Мани, а сам Мани был заключен в тюрьму и в 276 г. казнен. Его приверженцы были вынуждены скрываться. На западе, в византийских владениях, куда стало быстро проникать это учение, манихеи подверглись не меньшим преследованиям.

Насколько сильно было влияние манихеев, показывает обширная христианская полемическая литература, направленная против этого учения. Отголоски манихейства прослеживаются в целом ряде средневековых ересей и сектантских движений (тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии).

В Средней Азии манихейство особенно распространилось в согдийских городах, откуда оно было занесено в Восточный Туркестан в дальше – в Китай.

В Иране манихейство продолжало тайно существовать и оказывать большое влияние на жизнь иранского общества. Все же, несмотря на широкое распространение, манихейство не стало знаменем вооруженной борьбы народа, так как ограничивалось пассивным протестом и не могло удовлетворить требований новых сил, шедших на смену рабовладению. В III–IV вв. правители Ирана охотно давали убежище на своей территории христианам в надежде приобрести в их лице союзников в тылу у римлян. Когда же христианство стало господствующей религией враждебного Рима, Сасаниды стали преследовать христиан в своей стране и поддерживать представителей еретических учений, оппозиционных официальной церкви.

Внешняя политика Сасанидов в IIIIV в.

Внешняя политика государства в первые века его существования в основном определялась экономическими и политическими интересами рабовладельческой знати. Необходимым условием постоянного воспроизводства рабовладельческих хозяйств являлись войны и захват рабов.

Ардашир I захватил почти все области, подчинявшиеся некогда парфянам, сасанидские войска вторглись в римскую Месопотамию, а

отдельные отряды проникли в Сирию и Малую Азию. На востоке, где уже начала ослабевать могущественная Кушанская империя, Сасаниды укрепились в Хорасане и Мервском оазисе. Персы имели явный перевес в упорной борьбе с Римом из-за Месопотамии и Армении. При Шапуре I (242–272) эта борьба закончилась в 260 г. полным разгромом римлян. По преданию, римских воинов, взятых в плен близ Эдес-сы вместе с императором Валерианой обратили в рабство; их руками были построены огромная плотина и ирригационные сооружения на р. Карун, известные в Иране под названием Банди Кайсар (плотина Цезаря).

Помимо побед над Римом и укрепления позиций Сасанидской державы в Закавказье Шапур I сумел добиться некоторых успехов и на востоке. Найденная в конце 30-х годов нашего века надпись Шапура рассказывает о его походе в Среднюю Азию, где он доходил до области Чач (современный Ташкент). В III в. и позднее в V в. границей владений Сасанидов на востоке являлись Мервский оазис, горные районы к востоку от Герата и Сакастан.

В 283 г. был совершен поход в Месопотамию, окончившийся заключением невыгодного для персов мира, в результате которого Сасаниды потеряли контроль над Арменией. Эти неудачи были еще более осложнены крупным восстанием на востоке, поднятым среднеазиатскими племенами.

Новый конфликт с Римом начался из-за Армении уже в IV в. В 359 г. враждующие стороны перешли от интриг к военным действиям в Северной Месопотамии и Восточной Малой Азии. Шапуру II (310–379) удалось захватить ряд важных крепостей, которые являлись опорными пунктами обороны римлян. В 363 г. римское войско с императором Юлианом во главе вторглось в пределы империи, но после первых успехов римляне потерпели неудачи. В 371 г. началась новая война с Римом, продолжавшаяся около пяти лет. С конца IV в. обе державы пришли к соглашению о разделе Армении: большая ее часть, примерно 4/5 территории, вошла в состав державы Сасанидов, меньшая – Восточноримской империи (Византии).

Прекращение постоянных войн между двумя великими державами объяснялось аналогичными для обоих государств трудностями – внутренним социальным кризисом и беспрерывными вторжениями варварских племен. Резкое усиление социальной борьбы в иранском обществе с конца IV в., изменившее внутреннее положение в Иране, отразилось и на внешней политике Сасанидского государства.