Смекни!
smekni.com

Древнекитайская цивилизация (стр. 3 из 3)

В VI в. до н.э. в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись “Чунь Цю” (“Весны и осени”), редактированная и комментированная Конфуцием. Само понятие «история» (шу) впервые вводится в сочинении «Шу цзин» («Книга истории»), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII в. до н.э.

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В качестве писчего материала применялись бронзовые таблички. В III в. до н.э. появились книги на бамбуковых планках, соединявшиеся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). Во II в. до н.э. была изобретена бумага.

Письменность стала основой развития литературы. Уже в Чжоусскую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. Своеобразием китайского стихосложения являлась не фонетическая рифма, но искусственная классификация чередующихся и повторяющихся иероглифов. Первым известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный в VI в. до н.э.

Во II в. до н.э. зародился театр. В столице возводились специальные арены с местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры, акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами, павильонами, колесницами и даже кораблями.

Высокого совершенства достигли пластические искусства. Самой громкой сенсацией стало открытие в 1974 г. в окрестностях г. Сиань усыпальницы императора Цинь-ши-хуан-ди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов, пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция, индивидуальные черты лица.

В XII-III в. до н.э. существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. Во II в. до н.э. зародилась светская живопись на проклеенном шелке.

Считается, что наивысшего расцвета Древний Китай достиг при Цинь-ши-хуан-ди. Однако это справедливо только отчасти. Основанная им империя оказалась недолговечной, а утвержденная им династия Цинь не получила преемников. Император устанавливал свою деспотическую власть насилием. Знать и интеллектуальная элита подвергались жестоким репрессиям. Конец этой эпохе положили междоусобные войны, народные восстания, самым значительным из которых стало восстание «Желтых повязок» 184-185 г. н.э., и вторжение северных кочевников, самыми грозными из которых стали сюнну, более известные в европейской огласовке как гунны.


Литература.

1. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995.

2. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М.: Вост. лит.,1998.

3. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.: Наука,1976.

4. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М.: Наука, 1989.

5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992.