Смекни!
smekni.com

Черногория в международных отношениях конца XIX - начала XX в (стр. 2 из 5)

1. верховную власть в Черногории установить светскую и наследственную.

2. Господарем Черногорским, с титулом князя, быть Даниилу Петровичу Негошу, избранному самим покойным владыкою; а после него оная должна преемственно переходить к его наследникам мужского пола, по первородству.

3. За тем иметь собственно для заведывания церковными делами епископа или архиепископа в Черногории, которого избрать, при посредстве правительства, из племени Петровича Негоша или других благороднейших фамилий Черногории.

4. Устав, законы и все нынешние обычаи Черногории в полной их силе, пока это не будет противно вышеизложенным правилам.

5. Нового князя, находившегося ныне в Санкт-Петербурге, пригласить как можно скорее возвратиться в недра своего народа, чтобы он выразил свои намерения и сделал с сенатом и народом распоряжение на будущее время.

6. О принятых заключениях немедленно довести до сведения высокого покровителя Черногории, вашего императорского величества, а также известить князя Даниила Петровича, - на каковый конец и была отправлена в С. Петербург вышеозначенная депутация». [2]

1 января 1852 г. на скупщине в Цетине Данило был провозглашен верховным правителем страны. Он отказался надеть монашескую рясу и отправиться в Россию, чтобы, заручившись ее поддержкой, провозгласить себя князем. Данило решил представить дело так, что инициатором этого предложения был сам черногорский народ.

После отъезда 1 марта 1852 г. была созвана скупщина, принявшая решение о необходимости преобразования Черногории в светское государство (с наследственной княжеской властью). Д. Вуксан опубликовал письмо, которым сенат уведомлял 7 марта 1852 г. Данилу, находящегося в Вене, о решении скупщины.

Для оказания поддержки молодому правителю петербургский кабинет решил направить в Цетинье особо уполномоченного представителя. В качестве исполнителя дипломатической миссии Николай I утвердил кандидатуру полковника Е.П. Ковалевского, выдающегося ученого–географа и путешественника. [3]

В инструкции, которая была вручена Ковалевскому 31 декабря 1851 г. в министерстве иностранных дел, указывалось, что он направляется в Черногорию «для ближайшего исследования внутреннего положения края; для вящего поддержания законных прав Даниила Негоша», полковник Ковалевский должен был помочь Даниле в укреплении его власти, восстановления спокойствия в стране и оказать содействие черногорцам в разрешении финансовых затруднений.

Полковник Ковалевский застал Данилу в Вене, откуда он направил письмо управляющему министерством иностранных дел Л.Г. Сенявину, где отмечает способности черногорского правителя и его намерение действовать в пользу своего народа. 13 марта Ковалевский выехал в Черногорию. В своих донесениях он подробно описал обстановку в стране.

В частности, полковник Ковалевский отметил успехи, достигнутые в Черногории в области организации управления (уничтожение кровной мести, учреждение судопроизводства), и укрепление ее обороноспособности. Он указал также на дружественное отношение черногорского народа к России. [4]

Разделение светской и духовной власти, фактически подготовленное в период правления Петра II Негоша, явилось прогрессивной мерой. Была ликвидирована архаичная форма правления, ставшая давно уже тормозом общественно-политического развития страны. Ее международное положение укрепилось, а престиж среди балканских народов усилился.

В1855 г. скупщина приняла важный конституционный акт – общей государственный законник, вводивший некоторые нормы буржуазного права: равенство граждан перед законом, охрана государством их имущества, свободы и жизни. Черногорское княжество постепенно приспосабливалось к условиям европейской жизни, сохраняя вместе с тем традиционную форму правления – самодержавный режим, с неограниченными правами князя, при слабой роли Сената и скупщины, лишь формально утверждавшей издаваемые князем законы и распоряжения.

В своей внешнеполитической деятельности князь Данила, как и его предшественники, преследовал две задачи: добиться признания независимости Черногории и расширения ее территории, получения выхода к Адриатическому морю.

Летом 1860 г. Данило был убит. Престол унаследовал Николай Петрович. В эти годы в европейских международных отношениях вновь обострился Восточный вопрос.

В 1862 г., по поводу восстания в Герцеговине православных христиан, стремившихся к независимости от турецкого ига, Николай I Негош начал войну с Турцией, окончившуюся разгромом Черногории. Столица Княжества город Цетинье был взят турками, и монарху пришлось подписать невыгодный мир. Однако, опираясь на заступничество держав и в особенности православной России, он сумел постепенно освободиться от исполнения принятых им обязательств. [5]

В 1876 г. Черногория, надеясь на присоединение Герцеговины, восставшей против Османской империи, сама начала войну с турками, приняв тем самым активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Во время войны Князь Николай сам возглавил командование над войсками. За мужество и бесстрашие в войне с Турцией он дважды был удостоен военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-го класса (12 апреля 1877) и 2-го класса (в январе 1878).

Военные действия развивались успешно для Черногории. Совместно с герцеговинцами черногорцы одержали ряд крупных побед над турками. После выхода из войны Сербии Черногория продолжала вести борьбу с противником. Используя победоносное наступление российской армии, черногорцы освободили от турок значительную территорию на побережье и на севере страны.

По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. Черногория провозглашалась независимым государством, а ее территория увеличивалась почти в 3,5 раза. Как известно Сан-Стефанский договор не был признан некоторыми европейскими державами, и, следовательно, России предстояло или заставить признать этот договор посредством оружия, т.е. войны с Австрией, или пойти на уступки. В дело вмешался как «честный маклер» князь О. фон Бисмарк, который и устроил Берлинский конгресс. На Берлинском конгрессе был уничтожен Сан-Стефанский договор, вместо него державами был подписан Берлинский трактат. [6]

Черногория добилась при поддержке России международного признания независимости Черногории и ее территориального расширения в 1878 г. Турции пришлось пойти на уступки и признать Черногорию. Однако часть плодородных албанских земель, переданных Черногории по Берлинскому договору, была силой удержана албанцами. Взамен их Черногория получила порты Антивари и Дульциньо, а также приобрела плодородные равнины Никшича и Подгорицы, она получила ограничения на железнодорожное строительство и судоходство. Однако против воли Российской империи право на «полицейский надзор морской и санитарный как в Антивари, так и вдоль всего побережья» получила Австро-Венгрия; кроме того, она приобрела право содержать гарнизоны в Ново-Пазарском санджаке - и это отрезало Черногорию от Сербии. Таким образом, увеличив вдвое территорию и население Черногории, Берлинский договор 1878 г. всё же не разрешил полностью все проблемы ее существования, среди внешнеполитических проблем наиболее острой стала зависимость Черногории от Австро-Венгрии, которая «обтекала» ее со всех сторон. [7] Несмотря на все это, результаты, достигнутые черногорцами в освободительной войне 1876–1878 гг., имел и важное значение для дальнейшего развития страны.

Глава 2. Политическое развитие Черногории 1878 – 1914 гг.

§ 1. Черногория после признания независимости

После Берлинского конгресса 1878 г. впервые в истории Черногории наступил относительно длительный мирный период. Он был использован для реорганизации государственного управления. Необходимость ее диктовалась потребностями социально–экономического развития страны. Сенат и скупщина племенных старейшин были упразднены. Высшим законодательным органом стал Государственный совет из 8 лиц. Исполнительная власть сосредотачивалась в Кабинете министров. Был учрежден Верховный суд. Членов Совета и министров назначал князь. Глава государства Николай Петрович Негош был неограниченным абсолютным монархом.

В результате административной реформы Черногория была разделена на 10 округов. Они делились на капетании. Капетаны имели административную и судебную власть.

Важной заслугой князя стало кодифицирование права. Для этой цели по его личной инициативе был приглашён в Черногорию профессор Богишич, который составил «Законник». Князю Николаю I хотелось соединить в Черногории европейскую цивилизацию со старинным патриархальным строем жизни. Сам Государь держался очень просто, отличался большой доступностью, лично, сидя на площади, разбирал тяжбы, не боясь покушения.

В 1888 г. вступил в силу новый свод законов имущественного права. Наряду с нормами обычного права в «Имущественный законник черногорский» было включено немало статей, заимствованных из буржуазных кодексов.

Большое значение имела военная реформа конца XIX в., вводившая обязательную воинскую повинность. Армия строилась по российскому образцу. Ее материально оснащение проводилось за счет ежегодных субсидий Российской империи, которые в 1910 г. увеличились вдвое (с 800 тысяч до 1 миллиона 600 тысяч крон). [1]

В иностранной политике главной целью князя Николая Негоша всегда было возможно более тесное сближение с Россией. Ему, действительно, удалось сделать Черногорию форпостом России на Балканском полуострове. Он добился того, что император Александр III при посещении его князем Николаем произнес в 1889 г. знаменитый тост «За единственного искреннего друга России».Этот факт упоминает в своих мемуарах С.Ю.Витте. «В том же году император Александр III пожаловал князю Николаю I Негошу императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного. В то время с первого раза это было понято так, что император Александр III наибольшее уважение из всех иностранных царственных особ отдает черногорскому князю Николаю, что, с одной стороны, весьма подняло черногорского князя, а с другой стороны, поставило в некоторое недоумение коронованных особ Европы». [2]