Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие польских земель в первой половине XIX века (стр. 2 из 4)

В Галиции лишь наиболее крупные помещики могли пользоваться услугами Общества земельного кредита и Галицийской сберегательной кассы. На некоторых из польских земель, попавших после 1815 г. под власть Пруссии, средства для капиталистических инвестиций в сельском хозяйстве помещикам предоставляли кредитные земства (Поморье); в Великом княжестве Познанском такое кредитное учреждение было создано в 1821 г. Те польские фольварки, чьи владельцы не смогли переключиться на новые методы хозяйствования, переходили в руки новых собственников, главным образом немцев.

Основные этапы изменений, которые претерпели за столетие отношения фольварка с крестьянством, были обозначены аграрными: реформами (1807 г. - в Княжестве Варшавском, 1808—1850 гг. - на польских землях в составе Пруссии, 1848 г. - в Галиции, 1864 г. - в Королевстве Польском). Аграрные реформы были важными вехами в процессе капиталистического преобразования польской деревни, отношения внутри которой изменялись от модели фольварк-барщинные крестьяне к модели фольварк-наемные рабочие с различной степенью зависимости. Эволюция фольварка во всех польских землях явилась конкретным проявлением процесса первоначального накопления капитала в деревне: концентрации земли в помещичьих руках, обезземеливания крестьянства, накопления прибавочной стоимости. Для хозяйства фольварков большое значение имело несельскохозяйственное производство: различные виды переработки зерна и хлеботорговля в районах зернового хозяйства; переработка шерсти в районах, где развивалось овцеводство; эксплуатация природных ресурсов в районах, богатых полезными ископаемыми. Источником экономического могущества помещиков на всех польских землях была и эксплуатация лесных богатств.

Последняя треть XVIII в.— 60-е годы XIX в. были периодом развития связей крестьянского хозяйства с рынком, перехода от полунатурального к мелкотоварному хозяйству, от обеспечения неотложных нужд в продовольствии и одежде к производству части продуктов на местный, а иногда и на отдаленный рынок (с экономической точки зрения от этого типа крестьянского хозяйства мало отличалось мелкошляхетское хозяйство). Однако в целом в течение всего периода, в том числе и после проведения аграрных реформ, товарность крестьянского сельскохозяйственного производства оставалась сравнительно низкой. Деревню отличали невысокий уровень товарного потребления и однообразие ассортимента продаваемых и покупаемых товаров, она не стала емким рынком сбыта для фабричной продукции.

Производство. В Речи Посполитой традиционно существовали горнорудное, металлургическое, соляное и текстильное производство. Центр горнорудного и металлургического производства располагался в Краковском и Сандомежском воеводствах. Старопольский горнометаллургический округ был богат запасами руд и дерева, в окрестностях Домбровы Гурничей имелись залежи руд и угля. В Величке и Бохне добывали соль. Разработки меди велись в Медной Гуре под Кельце. Наибольшего развития горнорудная и угольная промышленность достигла в Верхней Силезии.

В текстильном производстве ведущими были две отрасли — полотняная и суконная. Сукноделие было главной отраслью велико-польской промышленности: в начале 90-х годов в Великой Польше вырабатывалось около 70% суконной продукции страны. Суконное и полотняное производство давали в Великой Польше источник существования каждой 8—9-ой семье. В Силезии в середине XVIII в. было развито полотняное производство, в Нижней Силезии начали изготавливать хлопчатобумажные ткани.

Разделы Польши привели к тому, что различные ее части оказались в неравном положении как с точки зрения уровня промышленного развития, так и относительно распределения ресурсов промышленного производства. В польских землях, подпавших под власть Пруссии, наиболее развитой в промышленном отношении была Силезия. Прусские законы первого десятилетия XIX в., предоставившие юнкерам свободу в области промышленной деятельности, отменившие обязательную принадлежность к цехам и цеховую регламентацию ремесленного производства, сняли формальные препятствия для проникновения в промышленные и ремесленные предприятия механических усовершенствований.

Это сказалось и на горной и металлургической промышленности Верхней Силезии, где раньше всего совершился промышленный переворот. Еще в конце XVIII в. в верхнесилезской каменноугольной промышленности стали применять паровую машину для откачки воды из шахт, что позволило начать разработку более глубоких пластов. К середине XIX в. модернизация производства охватила большинство предприятий.

После захвата Силезии прусское правительство и немецкие юнкеры забрали шахты, рудники и доменные печи в свои руки. В XIX в. немецкие аристократы, владевшиепольскими землями, богатыми каменным углем и железной рудой, оловом и цинком, открывали на них шахты и закладывали фабрики. Текстильное производство в Нижней Силезии в первой половине XIX в. постепенно приходило в упадок. Преобладающей формой текстильного производства оставалась рассеянная мануфактура, примитивное производство не выдерживало конкуренции фабричного, главным образом английского. К тому же после 1795 г. Силезия лишилась традиционных рынков сбыта в центральных польских землях и в России, будучи отрезана от них таможенным барьером.

В еще более плачевном состоянии оказалось текстильное производство в Великой Польше, успешно развивавшееся до начала XIX в., в 20-е годы XIX в. началась массовая эмиграция великопольских ткачей в Королевство Польское в связи с создавшейся там благоприятной конъюнктурой. Число ткацких станков в Великом княжестве Познанском сократилось почти в три раза. Ремесло перешло на обслуживание узкого местного рынка, а сам район превратился в сельскохозяйственный. Лишь 8 городов, в том числе Познань, насчитывали более 5 тыс. жителей; это были небольшие административные торгово-ремесленные центры. И хотя буржуазно-помещичьи кругиВеликой Польши предпринимали активные усилия с целью пропаганды польского ремесла и торговли, технология ремесленного производства оставалась неизменной в течение всей первой половины XIX в. Единственным крупным промышленным предприятием в Великой Польше была фабрика сельскохозяйственных орудий, основанная в 1846 г. в Познани X. Цегельским.

В Поморье в начале XIX в. определенных успехов достигло производство, связанное с переработкой сельскохозяйственных продуктов; особенное развитие оно получило после 1830 г. В районах Гданьска и Щецина располагались крупные винокурни, сахароварни, маслобойни, мельницы. Это были предприятия, работавшие в системе фольварка. Фабричное же производство связывалось с главными портовыми городами и с немецким капиталом. В городах Поморья развивалась и перерабатывающая промышленность: основывались мукомольные, пивоваренные, сахароваренные, крахмальные и винокуренные предприятия, причем, с 1842 г. в винокурении использовались паровые машины. Ткацкое ремесло и здесь не выдержало конкуренции с промышленностью западных германских государств. Вплоть до середины XIX в. как пищевая, так и текстильная промышленность в Поморье оставалась на мануфактурной стадии.

В целом экономика польских земель под прусским господством получила некоторые, стимулы развития от включения в более обширную экономическую систему: возник широкий спрос на сырье (металл, уголь, зерно), появились возможности дополнительного притока капитала, освоения и внедрения новшеств технического характера. Но экономический прогресс Силезии, Поморья и Великой Польши вел к обогащению крупной буржуазии и крупных землевладельцев преимущественно немецкого происхождения.

В польских землях Речи Посполитой, оказавшихся под властью Австрии, не было крупных промышленных центров, кроме Старопольского угольного бассейна и соляных шахт в Величке и Бохне. Венское правительство мало заботило хозяйственное развитие Галиции. Во время войн с Наполеоном польские земли служили для Австрии поставщиком рекрутов и источником сбора налогов. Галиция в результате оставалась самой отсталой в экономическом отношении из всех польских территорий.

До 1809 г. угольные шахты принадлежали Габсбургской монархии, потом перешли в частные руки. Горнодобывающее в металлургическое производство было связано главным образом с фольварком. Для землевладельцев добыча и переработка полезных ископаемых стала источником немалых доходов, но подобные предприятия сохраняли характер типичных феодальных мануфактур, основанных на крепостном труде и лишенных перспектив развития. В 1822 г. в Галиции существовало 40 таких небольших железоделательных фабрик, перерабатывавших низкопробную руду, но и их число постоянно сокращалось. Наиболее развитой отраслью промышленного производства в Галиции была переработка продуктов сельского хозяйства. Винокурни, сахароварни, табачные и другие перерабатывающие предприятия находились в основном в руках помещиков и часто базировались на крепостном труде. Большую роль играло сельское ремесло и крестьянские промыслы, главным образом в Вадовицком, Сондецком и Ясельском обводах. Традиционными здесь были кустарная выделка кож, производство керамической посуды и деревянной утвари, изготовление сит, плетение корзин и пр. Таким образом, «промышленность» Галиции до середины XIX в. состояла из помещичьих мануфактур, мелкого ремесла, рассеянных мануфактур и кустарных промыслов. По уровню промышленного развития Галиция стояла на одном из последних мест в Австрийской империи. В середине века там едва насчитывалось два десятка паровых машин.