Смекни!
smekni.com

Внешняя политика СССР после Второй мировой войны (стр. 2 из 10)

В это время президент США Трумэн решил, что настало время дать понять Сталину, что времена его влияния в "большой тройке" (так именовали в 1943-1945 гг. СССР, США и Великобританию) прошли.

Ещё 24 июня 1941 г., сразу после нападения Германии на СССР, в газете "Нью-Йорк Таймс" будущий президент, а в то время сенатор от штата Миссури, Гарри Трумэн высказался так: "Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше".

Оказавшись в президентском кресле, Трумэн, ослеплённый военным и экономическим могуществом своей страны, её авторитетом и возможностями, превратился в политика с имперскими замашками. В 1945 г. он заявил: "Одержанная нами победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром". Проблема заключалась в том, что Сталин и его соратники "бремя ответственности за руководство миром" возлагали на советский народ...

Лицом к лицу со Сталиным Трумэн встретился в июле 1945 г. на Потсдамской конференции, от которой зависело будущее не только Европы, но и всего мира.

В Потсдаме Трумэн сообщил Сталину, что в Аламогордо прошли успешные испытания атомной бомбы - оружия невиданной прежде разрушительной силы. Однако выдержка и хладнокровие не изменили "великому полководцу всех времён и народов". Известный советский дипломат А.А. Громыко вспоминал: "Черчилль с волнением ожидал окончания разговора Трумэна со Сталиным. И когда он завершился английский премьер поспешил спросить президента США: “Ну как?". Тот ответил: “Сталин не задал мне ни одного уточняющего вопроса и ограничился лишь тем, что поблагодарил за информацию”".

Но ни Трумэн, ни Черчилль не знали, что произойдёт потом. Маршал Г.К. Жуков вспоминал: "... вернувшись с заседания, И.В. Сталин в моём присутствии рассказал В.М. Молотову о состоявшемся разговоре с Г. Трумэном. В.М. Молотов тут же сказал: “Цену себе набивают". И.В. Сталин рассмеялся: “Пусть набивают. Надо будет переговорить с Курчатовым об ускорении нашей работы”. Я понял, что речь шла об атомной бомбе".

После конференции Трумэн записал в своём дневнике: "Наш опыт в Германии и Болгарии, в Румынии, Венгрии и Польше показал, что не стоит больше рисковать и идти на союз с русскими... Сила - вот единственное, что русские понимают".

С созданием советской атомной бомбы Сталин получил столь желанную первую гарантию безопасности. Но он не мог предвидеть, что гонка вооружений только начинается, и через несколько десятилетий стремление во что бы то ни стало сохранить военно-стратегический паритет - равновесие сил между СССР и США - приведёт экономику страны к глубочайшему кризису.

"ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС".

С 1946 г. Сталин вплотную берётся за создание второй гарантии безопасности: СССР должен быть окружён своеобразным "санитарным кордоном", который оградит советское общество как от возможного военного нападения с Запада, так и от влияния со стороны "буржуазной пропаганды".

С 1947 г. власть в странах Восточной Европы - Польше, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Югославии - окончательно закрепляется за коммунистическими партиями, а коалиционные правительства разгоняются, нередко - силой. Сталин жёстко пресекал любые попытки европейских коммунистов проявлять самостоятельность в политических решениях. В 1947 г. генеральный секретарь Коммунистической партии Югославии Иосип Броз Тито и руководитель болгарских коммунистов Георгий Димитров объявили о начале создания Балканской федерации. Сталин решил перехватить у Тито инициативу и взять создание этой федерации под свой контроль. А когда югославы проявили "строптивость", 25 декабря 1949 г. дипломатические отношения между СССР и СФРЮ были разорваны. Тито был объявлен "фашистом" и "гитлеровско-троцкистским агентом".

Не найдя компромисса с бывшими союзниками по вопросу о будущем Германии, Сталин дал распоряжение маршалу В.Д. Соколовскому организовать блокаду Западного Берлина, являвшегося зоной оккупации союзников. Вилли Брандт, канцлер Федеративной Республики Германии в 1969-1974 гг., вспоминал: "В тот день, 24 июня 1948 г... мы предчувствовали, что предстоят решения огромной важности... Накануне вечером в американском, английском и французском секторах была... введена западная марка (единая денежная единица для западных оккупационных зон. - Прим. ред.), а наутро Восток ответил на это голодной блокадой... Места перехода из западных секторов блокированы. Электрокабели, идущие из восточной зоны, обрезаны. Все поставки, идущие с Востока в "мятежные" западные секторы Берлина, приостановлены.

Этот политический кризис привёл к созданию двух Германий: 23 сентября 1949 г. оккупационные зоны США, Англии и Франции были объединены в Федеративную Республику Германии (ФРГ), а 7 октября 1949 г. на востоке появилась Германская Демократическая Республика (ГДР.), которую возглавил ставленник Сталина - Вальтер Ульбрихт, первый секретарь СЕПГ (Социалистической единой партии Германии).

Обострились отношения бывших союзников и на Востоке: в Китае и Корее. В 1946 г. в Китае началась гражданская война между партией гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, которого поддерживали США, и коммунистами. Перспектива победы китайских коммунистов, руководимых честолюбивым и изворотливым Мао Цзэдуном, вовсе не радовала Сталина - огромная густонаселённая страна могла стать самостоятельным центром мирового коммунистического движения. В 1945-1948 гг. Кремль неоднократно призывал руководство Коммунистической партии Китая (КПК) начать переговоры с Чан Кайши, и только 23 ноября 1949 г. между СССР и маоистским Китаем были установлены дипломатические отношения. В знак протеста против того, что представители Чан Кайши продолжали заседать в ООН, СССР вышел из всех её органов.

Этим демаршем ловко воспользовалась администрация Трумэна, которая сумела в отсутствие советских дипломатов провести через Совет Безопасности ООН резолюцию о вводе американских войск в Корею. В это время между северной Кореей, примыкающей к социалистическому лагерю, и южной Кореей, выбравшей западный путь развития, началась ожесточённая война. Успешное наступление северокорейских войск привело к взятию столицы Южной Кореи - Сеула. После решения ООН в тылу северокорейской армии был высажен десант под командованием американского генерала Дугласа Макартура. В ответ на это Мао направил в Корею свои дивизии, которые прикрывала с воздуха советская авиация. В результате кровопролитной войны закрепился раскол Кореи на два государства.

Противостояние бывших союзников стало настолько серьёзным, что весной 1949 г. по инициативе США был создан военный блок НАТО (Организация Североатлантического договора), объединивший вооружённые силы большинства европейских государств. В 1955 г. руководство СССР объявило о формировании своего военного союза - Варшавского Договора, хотя реально большинство социалистических стран с 1947 г. представляли собой единый военный лагерь, вооружённый и обученный по советским образцам.

Расколы Германии и Кореи символизировали раскол всего мира на две части, жёстко противостоящие друг другу. "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес", - заявлял Черчилль.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ "ТРЕТЬЕГО МИРА".

Помимо "западного" и "восточного" военно-политических блоков возник загадочный "третий мир". К странам "третьего мира" относятся государства, сравнительно недавно освободившиеся от колониальной зависимости, имеющие невысокий уровень экономического развития и неустойчивую политическую систему.

После Второй мировой войны колониальная система начала стремительно распадаться. Великобритания и Франция - основные колониальные державы - теряли свои владения в Африке, Азии, Индокитае, на Ближнем Востоке. К какому блоку примкнут правительства освобождённых стран? Нередко они и сами этого не знали, озабоченные тем, как удержать власть среди военно-революционного хаоса. И тогда Сталин принялся за наследство одряхлевшего "британского льва". Те из государств "третьего мира", которые пользовались активной военной и экономической поддержкой СССР, получили название "стран социалистической ориентации".

Преемники Сталина будут десятилетиями гнаться за миражом. Миллиарды рублей уйдут из советской экономики на поддержку "прогрессивных режимов" в Азии, Африке и Латинской Америке. Лидеры этих режимов станут с удовольствием брать у СССР рубли, а затем... с ещё большим удовольствием - доллары у США.

В разгар "холодной войны", 5 марта 1953 г., скончался Иосиф Виссарионович Сталин. Он ушёл из жизни, когда мир, в том числе и благодаря его политике, балансировал на грани третьей мировой войны. Когда по ту сторону "железного занавеса" стала известна фамилия нового советского лидера (Хрущёв) дипломаты и разведчики лишь пожали плечами, - никто толком не знал, кто он и что собой представляет.

МЕЖДУ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНОЙ" И "ХОЛОДНЫМ МИРОМ".

Новый глава государства стремился сразу же отделить себя и свою политику от деяний предшественников. Сталин очень редко принимал иностранных корреспондентов, его интервью были сдержанны, немногословны, встречи Генералиссимуса с главами иностранных государств можно было пересчитать по пальцам. Ещё более сдержанно и сухо, словно щеголяя своим ледяным хладнокровием, вёл себя во время переговоров В.М. Молотов, воспитав в таком же духе целую плеяду советских дипломатов.

В этот мир сурово-замкнутых лиц, тщательно выверенных дипломатических нот Хрущёв ворвался как смерч. Он импровизировал во время своих выступлений, перескакивая с одного предмета на другой, пререкался с иностранными корреспондентами, ему ничего не стоило подружиться с американским фермером Гарстом. Трудно сказать, чего было больше в нестандартном поведении Хрущёва - рассчитанной игры или коренных свойств его натуры. Однако вольно или невольно глава СССР добился очень важного успеха: в глазах Запада он выглядел не как загадочный и жуткий "крёмлевский тиран", а как обыкновенный человек - интересный, немного взбалмошный, иногда смешной.